Если вы восхищаетесь «Мона Лизой» Леонардо да Винчи как величайшим произведением искусства, то вы не думаете, что просто поддались моде на это восхищение? Что бы вы подумали, просто посмотрев на неё, без её громкой славы? Чем объясняется популярность «Мона Лизы»? Её загадочной улыбкой? Почему «Мона Лиза» так известна?
Неужели она намного лучше, чем «Дама с горностаем» Леонардо да Винчи?
Но именно «Мона Лиза» настолько известна, что директор Лувра сказал, что 80% их посетителей находятся только там, чтобы увидеть эту картину.
Если вы думаете, что «Мона Лиза» известна только потому, что она в 10 раз лучше, чем любая другая картина. То вам лучше прочитать и узнать, что её история имеет нечто более интересное, благодаря чему она врывается широкую культуру.
Это никогда бы не случилось, если бы «Мона Лиза» не исчезла. Перед тем как исчезнуть один критик сделал ее величайшим произведением искусства, удостоив её высоких похвал. И он был настолько безумно влюблен в картину, что в одиночку сделал ее шедевром.
Книга Уолтера Патера 1873 года «Ренессанс» была ключевой. Оно появилось более чем через 350 лет после того, как Леонардо написал картину. Это было ключевым моментом в эпоху, когда трудно было разглядеть искусство из-за повседневной рутины. Таким образом, его слова сделали свою работу. Вот отрывки из его оды о «Мона Лизе»:
«Анимализм Греции»
«Она старше скал, среди которых она сидит»
«Как и вампир, она много раз была мертва»
Людям это нравилось. Оскар Уайльд говорил, что описано было великолепно. Он высоко оценил эти слова. И каждый общий профиль интересов Лувра, от академических путеводителей до дискуссионных клубов в Падьюке, использовал слова Патера, чтобы говорить о «Мона Лизе».
Другие критики подскочили - «Мона Лиза» была популярной светской картиной, которую они могли анализировать. В отличие от «Тайной Вечери» Леонардо да Винчи, они могли бы передать весь смысл. Но даже на своем пике «Мона Лиза» была просто всемирно известным искусством, а не самой знаменитой картиной всех времен и народов.
Например:
В 1907 году в Лувре вандал разыскивал картину Энгра, а не да Винчи.
А в 1910 году, среди слухов о кражах, газеты назвали «Мона Лизу» только второй самой известной картиной Лувра в мире. Первая была «Сикстинская Мадонна» Рафаэля в Дрезденской галерее.
Потребовалась настоящая кража, чтобы превратить «Мона Лизу» из основного курса художественной программы в икону массовой культуры.
21 августа 1911 года бывший рабочий Лувра снял «Мона Лизу» со стены и ... забрал ее домой. Лувру потребовался день, чтобы даже заметить, но у СМИ не было такой сдержанной реакции. Картина пропадала в течение двух лет, и каждый раз пресса, часто цитирующая Патера, называла ее величайшим портретом из когда-либо существовавших. Они предположили, что улыбка «Мона Лиыа» разозлила вора. Тысячи людей отправились в Лувр, чтобы увидеть пустые крючки, висящие на стене. Ограбление и охота на вора были похожи на двухлетнюю рекламную кампанию для картины. И поскольку тогда не могли её посмотреть по интернету людям было трудно увидеть настоящую картину и сказать: «Что в этом такого?». Когда Перуджу поймали, он сказал, что его целью было вернуть «Мона Лизу» в ее родную Италию. К тому времени она была самой известной картиной в мире, отчасти из-за ее отсутствия.
Когда «Мона Лизу» украли, она стала мировым шедевром. После нахождения и двухнедельного тура по Флоренции она вернулась в Лувр больше, чем просто искусство. Она стала историей и легендой, которая была напечатана в каждой газете, в которой сообщалось о её находке.
С этого момента она привлекает поголовно восторженные речи и различные пародии.
Вот почему она стала так известна - не из-за того, как она нарисована, а из-за того, что мы в ней видим.