Построить подводный газо или нефтепровод в наше время не составляет большого труда. Есть и соответствующие специалисты и техника. Ограничения скорее финансовые. А как же это было во время войны? Да еще в условиях блокады?
К осени 1941-го как на Ленинградском фронте, так и в самом Ленинграде сложилась катастрофическая ситуация с топливом: вставал грузовой автотранспорт, было нечем заправлять танки. Были введены жесткие лимиты на расход. Горючее доставляли по Ладожскому озеру. Цистерны с топливом цеплялись к барже и тянулись "паровозиком".
Немцы охотились за баржами, бомбя их с воздуха . К зиме были потоплены почти все. Доставка топлива по Дороге жизни, совместно с продовольствием, помогла лишь отчасти. Объёмы доставки автотранспортом были минимальны. Городу и фронту этих объемов не хватало. Требовалось решение. Причем не простое. И оно было найдено. Подводный бензопровод! Идею его строительства предложила военный инженер Нина Соколова, первая в стране женщина водолаз-глубоководник.
Но... Было одно большое НО! Никто на тот момент в мире и в спокойное то время не строил трубопроводы под водой. А тут полный набор препятствий: непростые климатические условия продуваемой Ладоги, неизвестный рельеф дна. Но главное — война!
Секретное постановление Военного совета Ленинградского фронта о прокладке по дну Ладоги четырехдюймового бензопровода вышло 25 апреля 1942-го — к тому времени Ленинград уже восемь месяцев задыхался в блокаде. В постановлении казенным языком, сухо и емко изложена суть задачи, решение которой даже в мирное время иначе как подвигом не назовешь. А тут война!
На все про все отводилось 50 дней. Но ведь это Ленинградцы! Если надо сделать-сделают!
Технические задачи поражали: длина — 30 км, из них 27 км непосредственно по дну Ладожского озера на глубине от 1 до 13 метров. Руководил проектом главный инженер Давид Яковлевич Шинберг-главный инженер «Нефтепроводпроект» .
В двадцатых числах апреля инженеры «Нефтепроводпроекта» совершили рабочий облет будущей трассы бензопровода. Топливо с не занятых врагом территорий должно было поступать на мыс Кареджа. Там надо было разместить сливную эстакаду, головной склад горючего, насосные установки.
Близость к земле была лучшей защитой «кукурузника»... Никакой истребитель не осмелился бы пикировать так низко, чтобы поразить его своим огнем в упор. Кроме того, сливаясь с землей, он становился почти невидим. Земные масштабы — деревни, дома, дороги — исчезли, и поэтому казалось, что самолет летит прямо над водой. Порывистый ветер ощутительно ударял в самолет с северо-востока, снося его с курса: пилот поставил машину против ветра, отчего она летела как бы боком. Маленький сухопутный самолет пробивался над разбушевавшимся озером. Наш пилот то и дело поднимал голову и смотрел вверх в южном направлении, откуда ожидал опасности. Но воздух был свободен.
Из воспоминаний Давида Шинберга.
Мыс Кареджа был внимательно изучен, учтены его геологические особенности и свойства рельефа. Еще сутки ушли на осмотр западного берега, где инженеры наметили площадку для монтажных работ, направление сухопутной части трассы до станции Борисова Грива. Рядом со станцией также наметили площадку для емкостей, наливную эстакаду, насосную станцию. И работа закипела!
Если с сухопутной частью трубопровода было относительно просто: трубы развозили грузовиками, укладывали в траншею и сваривали в секции длиной около сорока метров каждая, то с 27-километровой подводной частью трубопровода рабочим пришлось попотеть. Изначально было принято решение собирать трубопровод со льда, но потом эту идею отбросили и решили действовать с плавсредств. Нитку тянули с западного берега Ладоги на восточный.
"На песчаной площадке в районе Кокорева трубы сваривались в секции длиной двести метров, испытывались керосином под тройным давлением и покрывались битумной изоляцией, — Затем на роликовых дорожках секцию вытягивали в озеро буксирным пароходом, а к хвостовому ее концу на берегу приваривали следующую, и так далее, пока плеть не достигала одного, а потом и двух километров". Чтобы секции не тонули, к ним для плавучести привязывали бревна. "Хвост" первой плети закреплялся на берегу, и ее укладывали на дно, срезая поддерживающие бревна. Головная часть плети оставалась на плаву — к ней приваривалась следующая плеть, прибуксированная с берега.
Юлия Буянова-специалист Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда.
Наращивая плети одну к другой, инженеры «Нефтепроводпроекта», строители и подводники проложили с 31 мая по 14 июня 1942 года всю озерную часть бензопровода. В общей сложности было отбуксировано и соединено в нитку 15 плетей длиной в среднем по 1,4 км каждая. Из-за отмелей последнюю — километровую — плеть сварили на восточном берегу, сдвинули трактором в озеро и соединили со всей магистралью в обычном порядке.
И если бомбежки миновали строителей, то природа их не щадила. Первую километровую плеть решено было сварить и уложить в створ 26 мая. Погода в тот день не благоприятствовала: дул сильный ветер, озеро волновалось. Катер-буксир «Малыш» легко подцепил головной понтон с готовой плетью и двинулся к плавучей вешке — знаку, отмечающему створ трассы. Но ветер усилился, начался шторм, и быстрым течением воды задний конец плети развернуло к югу, она вытянулась параллельно берегу. Пытаясь оттянуть ее конец на мелководье, подводники использовали все свои маломощные плавсредства. Результата это не дало. Шторм продолжал усиливаться. Буксир бросало из стороны в сторону, и плеть сорвало с понтонов. Несмотря на все старания водолазов, найти ее на дне озера они не смогли, Запаса труб не было. В Ленинград срочно выехал специалист с заданием найти трубы во что бы то ни стало. С этого дня неукоснительно действовало твердое правило: б шторм не работать ни при каких обстоятельствах, трубы транспортировать только двумя буксирами. Вторая попытка состоялась 31 мая в 10 часов утра. Погода наладилась. Укладка первой плети двумя катерами прошла штатно. Водолазы, осмотрев дно, заверили инженеров, что трубы легли точно в створ и уже частично занесены илом.
После завершения всех работ по трубопроводу прокачали воду и приступили к испытаниям керосином. Давление наращивали в течение суток. Сначала дали 10 атмосфер, потом 17. Убедившись, что система несколько часов выдерживает нагрузку, подняли до 22 атмосфер. И выдержали сутки.
В течение 72 часов водолазы тщательно обследовали трубопровод, с плавсредств велось постоянное наблюдение, не появятся ли на поверхности озера масляные пятна. Недопустима была даже малейшая утечка. И дело совсем не потере драгоценного топлива. Масляные пятна на поверхности воды могли выдать немецкой авиации местонахождение трубопровода.
Вечером 18 июня было окончательно установлено: все работы выполнены качественно, смонтированный трубопровод не имеет фактических дефектов.
Утром 19 июня правительственная комиссия подписала акт приемки бензопровода в эксплуатацию, оценив работу всех участников стройки на «отлично». Было особо отмечено высокое качество сварочно-монтажных работ. По трубопроводу сразу началась перекачка автомобильного бензина. К вечеру того же дня на конечную точку - в район станции Борисова Грива — стало поступать 17 — 18 тонн горючего в час. Таким образом, уже в первые сутки работы бензопровод вышел на проектную производительность.
Вдумайтесь! Всего за каких-то 43 дня люди совершили невозможное: в авральном режиме, под немецкими бомбами и снарядами сварили 5800 стыков, смонтировали 2100 кубометров емкостей, проложили 27 километров труб по дну озера и восемь километров на берегу, построили головную насосную станцию на мысе Кареджа и наливную станцию в Борисовой Гриве, протянули новые железнодорожные ветки.
Пропускная способность магистрали составила около 150 тонн в сутки. С июня 1942 года по март 1943-го по Ладоге поступило свыше сорока тысяч тонн горючего. Подводная топливная магистраль высвободила транспорт для доставки других грузов и сделала Ленинградский фронт независимым от ледоходов, штормов и метелей. Обнаружить и разбомбить ее с воздуха немцы так и не смогли.
Будем Помнить!
Рекомендую к прочтению:
- Рус, если вы еще будете применять эту адскую машину, то мы пустим газы!
- А если бы проиграли войну, то сейчас бы пили баварское....