Найти тему
Doom Horror Cult

Лики ужаса ч.1 - Бела Лугоши, тяжёлая ноша Дракулы (вместе с Taak)

 Фильм Дракула (1931) прославил актёра Бела Лугоши и созданный им образ графа-вампира, хотя это была уже третья экранизация романа ирландца Брэма Стокера. Не удивляйтесь, и на заре кинематографа было место ужасам, чего уж говорить о 20ых! Сначала появилась короткометражка Дракула / Смерть Дракулы от 1921 года, был и более известный классический немой фильм ужасов немецкого кинорежиссёра Фридриха Вильгельма Мурнау Носферату. Симфония Ужаса (1922) с характерной игрой и жутким гримом Макса Шрека, исполнившего главную роль (а также серьёзными проблемами на почве нарушения авторских прав). Однако именно выступление Лугоши в успешном бродвейском мюзикле Дракула привлекло внимание Fox Film, которые дали ему дорогу в американский кинематограф, и косвенно привели под крыло Universal Pictures, затеявших экранизировать роман Стокера в 1930 году.
Фильм Дракула (1931) прославил актёра Бела Лугоши и созданный им образ графа-вампира, хотя это была уже третья экранизация романа ирландца Брэма Стокера. Не удивляйтесь, и на заре кинематографа было место ужасам, чего уж говорить о 20ых! Сначала появилась короткометражка Дракула / Смерть Дракулы от 1921 года, был и более известный классический немой фильм ужасов немецкого кинорежиссёра Фридриха Вильгельма Мурнау Носферату. Симфония Ужаса (1922) с характерной игрой и жутким гримом Макса Шрека, исполнившего главную роль (а также серьёзными проблемами на почве нарушения авторских прав). Однако именно выступление Лугоши в успешном бродвейском мюзикле Дракула привлекло внимание Fox Film, которые дали ему дорогу в американский кинематограф, и косвенно привели под крыло Universal Pictures, затеявших экранизировать роман Стокера в 1930 году.
-2

Бела Ференц Дежё Блашко родился 20 октября 1882 года в городе Лугош, Австро-Венгрия. Рос в римско-католической семье, учился в гимназии, а с 1902 стал играть в уездном театре. Зарекомендовав себя на малой сцене, после яркой роли Ромео в одной из постановок Шекспира, уже под псевдонимом Лугоши Бела отправляется по приглашению в Будапешт и до 1919 года играет роли – как большие, так и второстепенные. Между тем, во время Первой Мировой войны, которую начал рядовым пехотинцем, он дослужился до звания лейтенанта и после трёх ранений был награждён медалью. Венгрию пришлось покинуть в 1919 – Лугоши проявлял опасную революционную активность в актёрском профсоюзе. Это вам не на кастингах кофе хлебать с напускной серьёзностью. Сначала Вена, затем Берлин, и вот, устроившись на торговое судно, актёр прибывает в Новый Орлеан, штат Луизиана.

-3

Лугоши уже имел неплохой опыт работы в кинематографе – за его плечами была дюжина ролей в венгерском и немецком кино. Но в Америке пришлось всё начинать заново, примерив на себя новую роль разнорабочего – при росте 1,85 м, физически крепкий Лугоши идеально вжился в это амплуа, параллельно играя в театре венгерской национальной общины. Театр, первая роль в мюзикле, первые роли даже не второго, а третьего плана – всё это шаг за шагом приближало актёра к звёздному часу. Предполагая перспективы удачного большого дебюта, Бела Лугоши подошёл к работе ответственно, буквально вложившись на все 100500 в свою роль. Работая сутками над образом, он почти отказался от грима (сравните с Носферату!) и, сам того не предполагая, соткал из манер, тьмы и венгерского духа хладнокровного архетип вампира-аристократа, которому не чужды манеры, но чуждо милосердие.

Третье пришествие кровососа из Трансильвании на относительно широком экране оказалось необыкновенно успешным предприятием. Тёплый приём критиков! Несколько сиквелов и спиноффов! Вожделенный коммерческий успех! Для кинокомпании, в первую очередь. Образ румынского графа, созданный Лугоши, стал каноном на долгие десятилетия. Карьера актёра пошла в гору: пусть и жанровые, но главные роли шли одна за другой! Доктор Миракл в Убийстве На Улице Морг (1932), мрачный Легендре в Белом Зомби (1932), антагонист в Знаке Вампира (1935), злобный горбун Игорь в Сыне Франкенштейна (1939) и Призраке Франкенштейна (1942), а потом и само Чудовище Франкенштейна в спиноффе Франкенштейн Встречает Человека-Волка (1943).

-4

Может показаться странным, но Бела Лугоши не всю жизнь играл упырей в кино. Например, известен чёрно-белый немой фильм 1920 года… ладно, других тогда не было Охотник на Оленей и Чингачгук / The Deerslayer and Chingachgook, и в этой ленте Лугоши досталась именно роль подтянутого воина из племени могикан. Хотя в том же году он был замечен и в жанровой работе Дьяволопоклонники / The Devil Worshippers, рассказывающей историю о культе езидов. Ни капли не сомневаясь в эрудиции моих постоянных читателей, добавлю для тех, кто мог позабыть, что этот реально существующий курдский культ к числу дьяволопоклонников относится не вполне…

кадр из фильма Охотник на Оленей и Чингачгук
кадр из фильма Охотник на Оленей и Чингачгук

Тем временем, уже в конце 30ых жанр вошёл в свой первый кризис. Деградация сценариев, нарезка денег кинокомпаниями за счёт выпуска однообразных кроссоверов, в которых классические кино-монстры встречали друг друга при одинаковых обстоятельствах и некоторое, по меркам 50ых-70ых робкое, давление цензуры привели к тому, что ни режиссёры, ни продюсеры не стремились менять рабочую формулу жанра хоррор, скатившегося во второсортный ширпотреб с обязательным набором монстров в качестве реквизита. Ишиас седалищного нерва, возраст и акцент актёра оставляли ему мало шансов в новой эпохе. Отсутствие работы и зависимость от морфия (результат болезни) привели к тому, что во второй половине 40 единственной заметной кинократиной с его участием можно назвать пародию Эббот и Кастелло Встречают Франкенштейна (1948).

кадр из фильма  Эббот и Кастелло Встречают Франкенштейна
кадр из фильма Эббот и Кастелло Встречают Франкенштейна

В 50ых Лугоши смог удержаться на плаву и победить зависимость от морфия благодаря не самому талантливому, но обладавшему завидной упёртостью режиссёру Эдду Вуду, который будучи преданным поклонником Лугоши, предложил ему роли в нескольких фильмах вроде Глен или Гленда (1953), Невеста Монстра (1955) и в низкобюджетной поделке План 9 из Открытого Космоса (1959). Для последнего фильма было снято всего 10 минут с его участием, Бела Лугоши умер в своей постели через неделю после подписания контракта с телестудией 16 августа 1956 года от сердечного приступа в возрасте 73 лет. По слухам, в 1964 году, на панихиде Питера Лорре, друга и коллеги Лугоши, Винсент Прайс рассказал, что когда они вместе были на похоронах Лугоши, Лорре сказал ему: «Как думаешь, может, стоит забить ему в грудь кол на всякий случай?». Прайс заметил, что Лорре так мрачно пошутил, чтобы побороть скорбь по коллеге и другу.

Taak
Taak

Итак, относительно ноши Лугоши… Начну издалека. Эстонская doom metal команда Taak (да, переводится как «ноша») базируется в Таллинне. Группа выросла из своего менее успешного предшественника Dawn Of Gehenna, который, начиная с 1993, был известен только тремя студийными демо-записями. Возможно, то, что музыканты решили сфокусироваться на новом проекте, было как раз лучшим решением, так как с Taak они выработали свой стиль и отточили его к четвёртому альбому Supersargasso (2016) до совершенства. Название альбома указывает на мир, выдуманный исследователем и публицистом Чарльзом Фортом, мир, в котором существуют вещи неприемлемые для нормальности – дожди из лягушек или НЛО. Taak взяли курс в мир этих фантастических идей, как обычно положив в основу своего звучания увесистый крепкий doom metal, сдобрив его партиями органа Хэммонда, условно фолковой мелодичностью, экспрессивными вокальными партиями на эстонском и хорошей динамикой с лёгким пост-акцентом. Именно в этот альбом Taak поместили тяжёлый думовый номер ‘Viimane õhtu Bela Lugosiga’ / «Последняя ночь с Бела Лугоши».

Вокалист группы Март Калвет рассказывает: «Название песни придумал Крайст, наш клавишник, ещё до того, как я написал текст. Нам просто надо было обозначить этот безымянный инструментальный трек, а также подчеркнуть атмосферу чёрно-белого фильма ужасов, которую мы чувствовали в этой песне. Мне понравилось название, и я не хотел его менять, так я сочинил текст о старых друзьях, которые встречаются в последний раз. Текст намекает на оккультное или ритуальное прошлое этих персонажей и на то, как они познакомились, как если бы за этим стоял некий древний заговор. Но я дал слушателю пространство для фантазии, оставив вне сюжета сущность протагонистов – из этого ли они мира или из потустороннего. То есть, несмотря на наличие в тексте темы, созвучной фильмам ужасов, это не кинематографический ужас, по которому мы знаем Лугоши. Конечно, по тексту напрашивается очевидное предположение, что один из персонажей – это он, но в силу того, что его история как реально существовавшей личности для меня намного интереснее историй, которые он играл в кино, можно сказать, что это песня, скорее, о Лугоши как личности, а не об исполнителе роли архитипичного монстра из фильм».

https://taakofficial.bandcamp.com/

https://www.facebook.com/Taakofficial