Найти тему
Неплоский Мир

Следующий шаг в развитии

С самого раннего возраста мамы и папы посвящают большое количество времени детскому развитию, и нередко мы можем наблюдать, что пятилетние малыши уже достаточно бегло читают и ловко пишут печатными буквами, а некоторые не только на родном языке, но еще и на иностранном. «Так это же прекрасно! - скажете вы, - в школе легче будет».

Давайте же разберемся, что такое готовность к школе и что должен уметь будущий первоклассник кроме чтения и письма.

Многие родители во время занятий со своими дошкольниками сталкиваются с нежеланием детей, а иногда и с категорическим отказом учить буквы или счет. Значит ли это, что ребенок так и пойдет в школу неготовым? Конечно, нет, ведь ведущая деятельность дошкольника – игра. Учеба и занятия за столом с книжками и тетрадками ему еще неинтересны в силу возраста.

Дети неспроста идут в школу в 7 лет. Дело в том, что именно к этому возрасту в мозге развиваются нейронные связи, отвечающие за обучение. К 6-7 годам игра как ведущая деятельность постепенно уступает место учебе.

Естественно, поступление в школу является для ребенка, да и для родителей, что уж скрывать, тоже огромным стрессом, поэтому, по возможности, лучше облегчить ему жизнь, научив некоторым вещам заранее.

При оценке готовности ребенка к школе необходимо опираться на ряд критериев:

Первый критерий — умение ребенка регулировать свое поведение и эмоции.

Ребенок должен уметь усидеть на уроке 30–40 минут и при этом внимательно слушать учителя, понимать его объяснения и четко выполнять предлагаемые задания. Кроме того, важно, чтобы ребенок мог справляться со своими переживаниями в ситуациях неудачи, проигрыша, ссоры или конфликта, а также адекватно выражать свои эмоции и чувства.

Второй критерий — умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми людьми.

Важно, чтобы первоклассник умел налаживать отношения с разными ребятами, разрешать возникающие спорные вопросы, договариваться и выполнять совместные задания. Такому малышу легче найти друзей, он значительно комфортнее чувствует себя среди одноклассников. Также необходимо, чтобы первоклассник мог адекватно относиться к учителю — признавать его авторитет, понимать и принимать важность требований и возлагаемых педагогом на него как на ученика обязанностей.

Третий критерий — уверенность ребенка в себе и адекватная оценка своих возможностей.

Школьная жизнь в основном связана с изучением чего-то нового, и, конечно, не все получается с первого раза, для достижения цели необходимо прикладывать усилия, терпеливо добиваться результата. Поэтому так важно, чтобы первоклассник не боялся проявлять себя, чтобы он экспериментировал, пробовал, старался, доводил начатое до конца, а не бросал на полпути.

Четвертый критерий — интеллектуальная готовность.

Чаще всего именно данному критерию при поступлении в школу родители и воспитатели уделяют самое большое внимание. Конечно, хорошо, когда первоклассник знает буквы, умеет считать до десяти и может написать свое имя, имеет ряд знаний и представление о себе и об окружающем мире, может выделять и объяснять логику происходящего. Но интеллектуальная готовность, с психологической точки зрения — это не столько умение ребенка читать, писать и считать (чему, по сути дела, и учит начальная школа), сколько способность думать, запоминать и быть внимательным тогда, когда этого требует учитель.

Пятый критерий — желание ребенка идти в школу.

-2

Это условие является одним из самых значимых. Поступление в первый класс — это тот шаг, который кардинально изменяет жизнь ребенка: у него появляются новые обязанности, к нему предъявляются новые и более серьезные требования, и необходимо, чтобы будущий первоклассник был готов к подобным изменениям. Поэтому часто психологи обращают внимание на то, чтобы у ребенка к моменту поступления в первый класс была сформирована «внутренняя позиция школьника». Это можно рассматривать как понимание и принятие себя в роли ученика. Ведь желание идти в школу и заинтересованность во многом помогают ребенку справляться с трудностями и неудачами, которые могут произойти.

Школьная жизнь требует усилий, это трудоемкий и повседневный труд. Не всегда все получается, не всегда хочется делать домашнее задание, можно устать от самой школы, одноклассников и учителя. Но если ребенок понимает важность и необходимость обучения в школе, он обязательно справится с трудностями и будет принимать помощь со стороны взрослых.

-3