Видео в конце...
Доброго всем времени суток. На этот раз будет обзор монохромного или, как еще называли, черно-белого телевидения. Уже лет пятнадцать как нас всех переводят на цифровое вещание и с каждым годом все больше и больше вероятность того что безвозвратно уйдет очередная эпоха. Еще довольно много работающих нецветных телевизоров и пока есть хоть один функционирующий телевизионный канал аналогового вещания мы можем нажать кнопку включения питания и окунуться в ту эпоху, где
каждый был в своем роде радиолюбитель.
А в многочисленных телемастерских среди штабелей поломанных телевизоров и гор радиоэлементов в клубах сигаретного дыма можно было рассмотреть щетинистое лицо настоящего радиопрофессионала.
В чем мы тогда были радиолюбителями? Как минимум, неплохо разбирались в антеннах и особенностях распространения радиоволн. Каких только конструкций антенн на окнах и балконах домов мы не видели.
Если уж не могли спаять, так знали где найти усилитель и во сколько он нам примерно обойдется. В-общем,
это было время мастеров на все руки.
Лирическое...
Первый увиденный в жизни телевизор был Рекорд-312.
Не сказать чтобы он был качественным, изображение еще нужно было поймать при помощи нескольких ручек регулировки. Кажется, что даже сейчас точно помню в подробностях как выглядел телемастер. Он попросил зеркало, чтобы смотреть на экран, ковыряясь при этом в устрашающего вида внутренностях при снятой крышке сзади. История этого аппарата получила потом неожиданный оборот, но об этом в конце.
Устройство передающей камеры
Светочувствительная пластина
Сейчас вспомним как это работало. Начнем с самых истоков. Это то место откуда начинался сигнал, там где свет превращался в движение электронов.
Это основная часть иконоскопа Зворыкина конструкции 30-х годов прошлого века. Предок всех последующих передающих телекамер. Представьте себе конденсатор с пластинами большого размера. На самом деле пластина была только одна сзади, с другой стороны за слоем диэлектрика напыление из серебряных зерен, покрытых цезием. Эти зерна при попадании света теряют электроны, изменяя напряжение на выходе.
Вакуумная камера
Изображение на светочувствительной пластинке фокусировалось при помощи системы линз.
Чем выше светопоток, чем больше электронов потеряет пластина. А теперь наступает фаза считывания изображения. Для этого использовался узкий пучок электронов, выходящий из разгонного блока. Он изображен зеленым цветом.
При попадании на светочувствительное зерно происходила его разрядка, что регистрировалось на выходе изменением напряжения. Если разрядка малая, то светопоток был небольшой и соответственно выходное напряжение будет малым. Если зерно было сильно освещено и потеряло много электронов, значит и разрядка пучком электронов дает большее изменение напряжения на выходе камеры.
А теперь самое вкусное. Это как заставить электроны выйти из металла, разогнаться до большой скорости, собраться в узкий луч и еще отклоняться так, чтобы лучом пробегать по изображению на пластине построчно. Только от необходимости формировать такой пучок электронов в конструкции телевизионных камер использовались электронные вакуумные лампы и катушки индуктивности на общую массу в несколько сотен килограммов.
Электрод в вакуумной камере разогревался до температуры, необходимой для начала эмиссии электронов за пределы металла. В обычных условиях вылетевшие электроны бы притянулись назад в металл, но в дело вступают разгоняющие электроды с большим потенциалом относительно испускающего. Кроме разгона в этом месте происходит еще и фокусировка электронов в довольно узкий пучок.
Далее электроны попадают под действие отклоняющих катушек. При помощи создаваемого магнитного поля пучок приходит сначала в верхний угол изображения, потом пробегает по всей строке.
После этого луч гаснет для совершения обратного хода. Далее все повторяется для следующей строки. Когда все строки пройдены, луч гаснет и из нижнего угла перемещается в верхний.
Как вы понимаете, управляющее напряжение для этих катушек создается довольно сложной схемой.
Передатчик
Теперь можно перейти к конструкции передатчика. Всем телемастерам и простым труженикам паяльника заранее приношу извинения за причиненный моральный ущерб. Схема будет упрощена ради тех, кто не успел родиться в даже в восьмидесятых и теперь уже не застанет эти устройства в действии. Начнем с генератора импульсов развертки.
Это сигналы как часы для точного перенаправления луча с конца строки на начало и с конца кадра на начало. Эти импульсы нужны для работы генератора строчной и кадровой развертки. Именно этот блок формирует отклоняющее магнитное поле при помощи катушек.
Считанное со светочувствительной пластины падение напряжения усиливается и суммируется импульсами развертки. Они нужны в передаваемом сигнале для того, чтобы телевизоры генерировали свою развертку точно так же как и камеры и это было полностью синхронно. Готовый сигнал подвергается амплитудной модуляции.
Благодаря работе над ошибками в этот раз используется модуляция с подавленной нижней боковой полосой. Это очень заметно сокращает занимаемую сигналом полосу частот. Звуковое сопровождение передается отдельно и при этом используется частотная модуляция.
Амплитудно модулированная яркость элемента изображения и частотно модулированный звук составляют один телевизионный канал.
Устройство приемника
Благо, что ранее мы рассмотрели оба вида модуляции, благодаря этому выпуск совсем не изобилует формулами. Разберемся как телевизионный приемник обрабатывает сигнал. Первым делом преобразованием частоты спектр переносится на низкие частоты, где гораздо удобнее заниматься фильтрацией составляющих.
Один из фильтров выделяет звук, другой выделяет яркость изображения вместе с синхроимпульсами. Сигнал яркости усиливается и подается на кинескоп, где управляет интенсивностью пучка электронов. Синхроимпульсы обрабатывается в отдельном блоке. Как и в случае с передающей камерой, они определяют работу генератора строчной и кадровой развертки. Через отклоняющие катушки обеспечивается пробегание луча электронов по всем строкам. Это происходит синхронно с работой генератора строчной и кадровой развертки в передающей камере. Электроны, достигающие специального покрытия в кинескопе вызывают его свечение. Чем сильнее поток электронов, тем ярче свечение.
Неожиданный поворот
Теперь продолжим про тот телевизор из детства. Только в 2020 году была рассмотрена его принципиальная электрическая схема из которой со своим уровнем знаний аналоговой схемотехники практически ничего полезного не вынес. В обзорах на этот аппарат сказано, что
он был в каждой пятой семье на территории в 1/6 части суши.
Конкретно мой экземпляр закончил свой жизненный путь когда ваза с цветами опрокинулась и вылила свое содержимое прямо внутрь через вентиляционные отверстия. Так как телевизор был включен, то было видно как из него вылетает душа. Она выглядит как черный дым. Один мяч оборвал жизнь сложнейшему устройству.
После того случая на этом месте появился новый телевизор. Но об этом уже в следующей серии.
Поддержите статью лайком если понравилось и подпишитесь чтобы ничего не пропускать.