Манифесты устарели.
Партии устарели.
Гимны устарели.
На примере «леваков» вы можете наблюдать, как окостеневшие организации цепляются за старые формы, не понимая, что они больше не работают. Так, эстетика футуризма и марксистская риторика сегодня действуют отрицательно.
Манифест появился и работал как вполне необходимый инструмент в совершенно других условиях. Он был способом собирания идеологий и интересов людей в пучок примерно тогда, когда партия была средством создавать каналы коммуникаций между людьми с общей задачей.
Партии сегодня заменяются пабликами - с той же функцией, но совершенно другой формой. Манифесты - тем, что мы назвали бы «форматом». Это нечто намного более гибкое, неформальное и куда менее рациональное. Just for fun с борд или вирусные флешмобы, вот что пришло на смену.
Поэтому, манифесты никто сегодня не читает и всерьез не воспринимает.
Дело даже не в том, что это длинный текст, а в том, что теперь он возникает без необходимости, и не удовлетворяет никакой реальный запрос.
Манифест Коммунизма был хитом в свое время, но уже в 60-е, политическими хитами были пластинки с рок-музыкой. И спрос шел на них, а бесконечные манифесты каких-то организаций стали лошадью, запряженной в автомобиль*. Сегодня на первый план выходят манифестации, меньше связанные с логикой письма**.
Чтобы организовать качественно работающую машину, необходимо понимать функцию того или иного элемента, а не копировать его только потому что кто-то другой его использовал.
Понимая функцию манифестов как средство собирать интересы людей в единый пучок, можно найти новые способы сделать это, более соответствующие реалиям сегодняшней ситуации.
_______
* Как и любые устаревшие формы медиа, они скорее отходят на второй план, чем моментально исчезают; манифест сегодня - одно из умеренно эффективных средств набора для узкой целевой аудитории
** Массив политических текстов только вырос; их влияние, вероятно, тоже - однако структура медиа изменилась. Тексты имеют значимость, но потеряли функцию центрального собирающего узла. Это произошло не потому что тексты используются меньше, а потому что они используются больше. Другая причина - появление более «горячих», быстрых, интерактивных форм медиа
#swarm_info
Наш канал в Телеграм: AnarchyPlus