С каждым днем оккупации Праги жизнь еврейских семей становилась все тяжелее. Люди теряли работу. Им нельзя было посещать парки, спортивные клубы, бассейны. Когда Хельге Вайс (1929 -) было 10 лет, ей запретили ходить в школу.
Как и многие еврейские семьи в 1941 году семья Вайс была арестована и отправлена в концлагерь, а квартира была передана в пользование немцам. Терезиенштадт был первым концлагерем, в котором оказалась Хельга. Позже она напишет, что каждый раз думала, что хуже ничего не может быть, но становилось хуже. Люди привыкали к плохим вещам.
Она спрашивала родителей, что случилось с людьми? Почему они стали жестоки? Родители не давали ответа. Только отец посоветовал рисовать, словно надеясь, что это ее отвлечет. Сохраненными цветными карандашами и красками, девочка украдкой рисовала драки за хлеб, прибытие новых узников. Почему украдкой? Потому что это могло привести к отправке в тюрьму. Никто не стал бы делать скидок на возраст. Из тюрьмы обратно не возвращались.
В Терезиенштадте Хельга еще не была разлучена с родителями. Здесь она испытала первое чувство влюбленности. Ее возлюбленный был старше ее, но он относился к ней очень трепетно. В сентябре 1944 года Ота оказался одним из списка людей, направленных для транспортировки в Освенцим. В этом же списке был отец Хельги и дядя. Это была их последняя встреча.
В октябре 1944 девочка с мамой тоже оказались в Освенциме. Рисунки Хельга оставила в кирпичной стене Терезиенштадта, не надеясь еще раз их увидеть.
Чудом Хельга с мамой прошли предварительную селекцию, которую проводил доктор Менгеле. Хельга сказала, что ей больше лет, чем на самом деле. Она старалась вести себя и разговаривать, как взрослая. Пятнадцатилетний ребенок не был нужен для исследований. Мама представилась старшей сестрой. В тот день они уцелели. Из пятнадцати тысяч прибывших осталось не больше тысячи человек.
Быстрое наступление Красной армии привело к переброске узников в другие лагеря. Из Освенцима Хельга попала в концлагерь Флоссенбюрг, а затем последовал шестнадцатидневный "марш смерти" до Маутхаузена. Здесь она была до окончания войны. Хельгу Вайс спрашивали в многочисленных интервью - радовалась ли она освобождению. Она откровенно говорила, что была настолько слаба и больна, видела столько ужасных вещей, что ничего не чувствовала в этот момент.
Рисунки Хельги Вайс хранились в Терезиенштадте и были обнаружены уже в послевоенное время. Только в 2013 году они были опубликованы.