Найти тему

Как нами манипулируют маркетологи

Существует один забавный факт, каждый раз когда мы отправляемся в магазин за покупками, мы считаем что нас никто не обманул! На самом деле, это далеко не так. Несмотря на нашу осторожность, бдительность и чуткое внимание, нас обводят вокруг пальца и делают это на столько ловко, что мы даже не замечаем этого. Для того, что бы подробнее разобраться, давайте отправимся в мир различных товаров и «вкусняшек» в супермаркет. Так начинается наше путешествие в мир манипуляций маркетологов.

Открываем двери, переступаем порог и попадаем в «обитель» рекламы. Даже около в хода в магазин перед нами находиться столько триггеров, что мама не горюй, но обо всём по порядку.

Как только мы отправляемся навстречу радостным покупкам, мы берём с собой нашего верного спутника - корзинку или тележку для покупок. Да-да, мы не успели зайти, а уже попались на первую уловку. Корзинка в супермаркете служит одной цели - быть заполненной. Если рассмотреть это со стороны психологии - пустая корзинка символизирует нам о том что, пустоту необходимо заполнить. Заполняя корзинку, мы получаем выработку эндорфина - гормона счастья, и предвкушаем, какое удовольствие мы от всего этого испытаем.

А теперь позвольте представить этого человека, благодаря которому наш бюджет улетает с космической скоростью. Сильван Голдмен, американский бизнесмен и владелец сети супермаркетов. Он был очень наблюдателен и заметил, что как только корзина заполнена товарами, люди теряют желание покупать, затем пропадает интерес и начинается самый страшный момент для любого магазина - момент когда вы уходите не с пустым кошельком. Сильван не хотел с этим мириться, поэтому расширил корзинку для покупок. Но полностью заполненная корзина была слишком тяжёлая, из-за чего он решил прикрутить к ней колёсики. Теперь у нас появляется первая продуктовая тележка в которой поместиться больше, как вам кажется, необходимых продуктов, но которые на самом деле вам не нужны. Только это вы поймёте уже дома, когда оставите свои деньги у владельцев магазинов.

Отправляемся дальше. Думаю, мало кто замечал, что заходя в магазин, мы начинаем двигаться в направлении против часовой стрелки, проходя, в первую очередь к товарам, которые довольно быстро кончаются или мало хранятся, например, такие как: хлеб, фрукты, овощи, чаи, и т.д. На первый взгляд всё для нас, для людей, но не тут-то было. Во-первых, мы совершаем первое касание с магазином, когда совершаем первую покупку, тем самым запускаем механизм «Хочу купить» и выключаем «Надо купить». Вроде бы мелочь, булка хлеба, а уже какой эффект.

Идем еще дальше. Следующая уловка это выкладка товара. Расположение товаров на уровне глаз убирает необходимость напрягать мышцы шеи и крутить головой на все 360 градусов. Поэтому, на курсах мерчендайзеров, учат располагать товар, в определённым образом. Чаще всего, на уровне глаз находятся товары, которые стоят в средней ценовой категории, чуть выше высокой категории, и самые дешевые в самом внизу. А теперь вспомните, что вы берете в первую очередь? То, что вы сразу видите — то, что находится перед глазами. Зачем искать еще что-то, если хороший товар, и не очень дорогой находится прямо здесь — только протяни руку. Вот такая хитрая уловка маркетологов.

Следующая, и моя любимая, уловка - скидка. На первый взгляд, это же очень хорошо. Скидка даёт возможность получить такую выгоду, как сберечь свои средства. Если вы так считаете, то значит, вы попались! Ведь все не так просто, как вы думаете.

Во-первых, товар который подлежит скидке, не сильно востребован. Подумайте, со стороны владельца магазина, есть ли смысл делать скидку, на ходовой продукт? Ответ прост, в большинстве случаев нет. Зачем уценять товар, который итак легко и быстро раскупается?

Во-вторых, на продукте с надписью скидка, чаще всего не всё хорошо с качеством. У него может заканчиваться срок годности, иметься брак, быть не ликвидным, покоцан и ещё много другого. Для наглядности, мы с вами сами сделаем скидку! Берём любой товар, например, телефон. Его стоимость составляет 8т.р. Теперь пишем волшебное слово «СКИДКА» и над ценой пишем 10т.р. Далее, зачёркиваем стоимость 10.000р. - «абракадабра», мы сделали скидку, но цена товара при этом не поменялась.

Необходимо знать, один небольшой момент, себестоимость товара и стоимость - это разные вещи. Себестоимость это закупочная цена товара, и как правило адекватная цена. Как только товар попадает в магазин идёт накрутка от 100 до 500 процентов. Таким образом, товар себестоимостью 100р приобретает стоимость 500-1000р. Когда мы узнали что такое скидка едем дальше.

Наша следующая остановка - оформление скидочных карт. Там много подводных камней, но обратим внимание на один пункт в договоре, на котором юридическими словами написано, что магазин имеет право передавать наши данные кому угодно. Мы соглашаемся на это и наш телефон становится собранием разных предложений, от различных организаций. И даже когда мы понимаем что мы никогда не обращались в «е-банк», нам как постоянному клиенту, предлагают оформить кредит. Вот так мы сами себя загоняем в западню.

Сама атмосфера магазина это отдельная тема для разговора. Расскажу в общих чертах. Приглушённый свет воздействует на зрительные рецепторы и передаёт сигнал в мозг, расслабься - расслабляются глаза, шея, плечи, и всё тело. Кайф! Легкая музыка дополняет этот эффект, воздействуя на подкорковую кору головного мозга и притупляет бдительность. Теперь мы готовы отдавать свои деньги без всяких сомнений. Вот таким образом, на нас воздействуют в магазине, причем делают это на столько искусно, что мы этого не замечаем.