Вы когда-нибудь видели, как вручную наносится рисунок на ткань? Наверное те, кто был в странах Юго-Восточной Азии могли наблюдать за художниками, рисующими на тканях чудесные узоры и картины. А вот как происходит набойка рисунка на ткань с помощью специального штампа я сейчас расскажу.
Понаблюдать за процессом набойки рисунка мы смогли в узбекском Маргилане, в центре развития народного творчества.
С одной стороны все просто. Берешь ткань ( чаще #шелк), берешь краску, штамп и понеслось.
Выбор рисунка зависит лишь от фантазии, настроения и желания художника. Сначала на ткань наносятся крупные элементы, например вот такие гранаты. Потом их дополняют мелкими - цветочками, завитушками и т.д.
Штамп для элемента рисунка называется колыб. Делают колыбы чаще всего из липы, реже из яблони, груши, айвы, фисташки. Изготовление калыбов в свое время было отдельным видом резьбы по дереву и славились ими мастера из Бухары. Хорошо сделанные калыбы живут десятилетиями и передаются по наследсству. Мы насчитали в мастерской десколько десятков кашлизных штампов, от больших, до совсем крошечных.
Следующий важный этап- краска. Традиционная набойка в Узбекистане состоит из двух цветов - черного и красного ( реже желтого). Приготовление черной краски - процесс очень трудоемкий и долгий. Варят ее три дня из совершенно внезапных составляющих - ржавого металла, масла, костей животных и т.д. Их 10 литров варева получается примерно 3 литра краски. Запах у нее, я б сказала, очень специфичный))
Сам процесс набивания рисунка прост, но требует значительной физической силы. Небольшое количество краски намазывается на специальную подушечку, по типу того, как это сделано в подушечках для печати. Далее колыб окрашивается об эту подушечку, выбирается нужное место на ткани.. бац! и процесс пошел. Для того, чтобы рисунок на ткань нанесся качественно, удар должен бвыть мощным. Посмотрите, какие кулачищи у мастера.
Мне стало интересно, а зачем вообще нужны такие ткани? #Узбекистан ведь славится своими яркими шелками. Как оказалось, в старые времена позволить себе ткани, сделанные в технике икат, могли далеко не все. И вот для тех, кто не мог купить такие тками и начали делать ткань с набивными узорами.
Ну а сейчас шарфики из шелка с ручной набивкой это просто не совсем обычный туристический сувенир