Олень (марал, изюбрь, вапити) с глубокой древности являлся одним из самых почитаемых животных у кочевых племен Евразии, в том числе у древних кочевников Алтая.
Они считали души животных способными, подобно человеческой душе, жить после смерти. В те времена человек был связан с животными духовно, что являлось основой тотемного культа.
Обожествление животных не могло нарушить главный принцип выживания человека–хищника - он должен был на них охотиться, но это заставляло человека сохранять животных. Например, существовало поверье, что «худо будет тому, кто убивает маралов более двух(!) в год (!)».
Сложность и опасность охоты на оленя, поиск добычи, ее выслеживание, сам смертельный удар вызывали у древних охотников сильные эмоции. Возбуждение от выслеживания добычи, восхищение и преклонение перед прекрасным сильным зверем, успешный исход охоты – все это будоражило воображение и создавало основу для творчества.
Только самые сильные эмоции могли побудить древних художников создавать очень и очень трудоемкие наскальные изображения — петроглифы, основным персонажем которых являлся олень.
Нанесение рисунков животных на скалу давало надежду и на покровительство духа – хозяина, от которого во многом зависело благополучие, да и сама жизнь древнего человека.
Наскальные изображения алтайских благородных оленей – маралов встречаются в большинстве писаниц Горного Алтая. Образ оленя — марала, пожалуй, наиболее распространен в древнем искусстве – такое большое значение имели они в жизни человека того времени.
Маралов изображали в охотничьих сценах: охота на маралов с собаками, марал в ловчей яме, ревущий марал. Рисунки животных создавались не только с точным знанием их внешнего вида и движений, но и с чувством восхищения и уважения к этим благородным животным.
Один из самых распространенных сюжетов наскальных рисунков Горного Алтая отражает, казалось бы, обычную сцену охоты: охотник, вооруженный луком, преследует бегущего оленя. Но изображения оленей несут в себе солярную символику! Круговые и лучеобразные формы, изображенные над головами оленей, как известно, являются древнейшими символами Солнца. Таким образом, изображения марала носили магический характер.
Согласно общеевразийскому мифу, олень является посредником между мирами – средним, верхним и нижним. Погоня охотника за оленем либо приводила человека в сказочный мир, либо губила его.
Согласно хранящимся в Эрмитаже материалом раскопок знаменитых алтайских курганов, при захоронении коня вместе с хозяином на коня надевали оленью маску с рогами. Это скорее всего свидетельствует о том, что именно олень, а не конь представлялся перевозчиком в потусторонний мир, и для успешного «путешествия» конь символически превращался в оленя.
У многих народов мира оленю принадлежит уникальная роль посредника между мирами и в этом смысле олень едва ли не самое мифологически значимое животное.
Согласно алтайским легендам существовало небесное стадо оленей, давшее жизнь всему земному, с которым затем соединяются души усопших.
Обожествление всего окружающего мира, представление о всеобщей взаимосвязи в Природе, о тесной связи человека с Космосом, о его способности приобретать качество духа и посещать иные миры – все эти верования называются шаманизмом.
В том или ином виде шаманизм существовал (или существует) практически у всех народов Земли. В этом смысле его принято считать древнейшей религией.
Этому мировоззрению соответствуют и особенности культа, основанного на необходимости иметь посредника между людьми и божествами (духами) – шамана. Источником силы шамана является его дух – хранитель, который еще называется «духом-опекуном», «животным-тотемом», «животным силы».
Олень – один из наиболее распространенных духов-покровителей и помощников сибирских шаманов. Начинающий шаман представлял себя оленем, подражал его повадкам, даже фыркал по-оленьи. Вхождение духа в шамана длилось 2 – 3 года. Затем во сне ему являлся олень, из шкуры которого нужно было сделать бубен.
Бубен играет первостепенную роль в шаманских церемониях. Бубен это марал, верхом на котором шаман путешествует в мир духов. Алтайцы обтягивали бубен шкурой косули или марала и, «оживляя» новый бубен, символически оживляли самца косули или марала как ездовых животных шамана в «тот мир».
Колотушку бубна часто делали из рога лося или оленя. Бубны расписывались очень разнообразно. Изображались все три сферы Вселенной с соответствующим миром животных и птиц. Олень присутствовал на бубне всегда.
Не только бубен, но и костюм сибирских шаманов содержал оленьи символы, для его изготовления использовалась шкура оленя, головные уборы нередко украшались оленьими рогами – настоящими или их стилизованным изображением. Посох шамана так же мог иметь навершие в виде оленя или группы оленей.
Именно олень, в том числе алтайский марал, на протяжении тысячелетий, и с точки зрения практического применения, и в духовно-эмоциональном плане является одним из самых почитаемых животных.
Наш сайт Алтай Горная аптека