История нижнего белья – это практически история любви человека к себе. Чем комфортнее становилась жизнь, тем привлекательнее, удобнее и легче становилось исподнее. Как развивалось нижнее белье со временем?
Узенькие кожаные полосы
1-ое нижнее белье – набедренная повязка. Люди носили ее 10-ки тысяч лет, а в теплых краях – и в качестве верхней одежки. В Старом Египте она стала обширнее и называлась схенти. Схенти носили мужчины, а у дам были рубашки на бретельках из льна, но начинались они под грудью. На протяжении 2 тысяч лет открытая грудь была там в моде.
В Старой Греции возникает предок бюстгальтера – строфион – узенькая кожаная полоса, завязанная под грудью, поверх нее надевали хитон. Римлянки сделали его обширнее и снабдили шнуровкой. Так возник предок корсета – строфия, – который носился под верхней одежкой.
А вот белья для нижней части тела ни в теплых, ни в прохладных государствах не было в принципе. Его выдумали намного позднее.
В первую тысячу лет христианства люди делали вид, что ничего увлекательного ни в женском, ни в мужском теле нет. Одежка говорила конкретно об этом, ведает живописец по костюмчикам Виктория Севрюкова.
У нее наилучшая в Российской Федерации коллекция нижнего белья: в ней приблизительно 5 тысяч предметов.
"Из всей истории одежки людской белье три раза было подвергнуто анафеме. Другими словами Папа Римский анафеме кинул корсет (это была середина XV века).
Суть в том, что тогда возникли чрезвычайно твердые железные корсеты. Дама приходит в собор, а наклониться не может, другими словами поклоны она лупить не может. 2-ая анафема была фижмам, так как фижмы – это метод обмана.
Вот у меня нет ноги, а я фижмы надела, и у меня есть бедро. Это 18 век. А в конце XVII века еще были понье, акцентировавш?? не бедро, сзаду делали пышную форму. И вот это понье, выдавливавшее все сзади, делало особенный вид со спины, это 3-ий предмет, был просто проклят.
В XII веке в Европе начинают носить то, что позже станет нижним бельем. У мужчин это брэ – брюки из льна, собираются на талии шнуром. На брэ надевают шоссы – это верхние брюки. Сначала брэ были до середины икры, а к XV веку напоминали шорты.
Самое увлекательное: и у нижних, и у верхних штанов был глубочайший разрез сзаду, который просто драпировали. Дамы в это время носят под платьицем льняную рубашку с длинноватыми узенькими рукавами – шемиз. Но белье чрезвычайно драгоценное и доступно лишь знати. Основное – в XIV веке, когда в Европе уже свирепствуют массового распространения болезни, а бани запрещены – церковь объявила их рассадником чумы, – научные работники мужи объявляют: конкретно нижнее белье очищает тело и впитывает всю грязюка, и белье в первый раз стают модным. "Тело женщины стало говорить лишь в самом начале Возрождения, другими словами сначала XIV века возникли тугие корсеты, ставш?? упор делать на талии и выдавливать грудь"
Узкая талия и малая грудь
Посреди XV века мода резко изменяется в первый раз из-за предпочтения одной определенной дамы, в честь которой Колумб открывал Америку, – величавой царицы Изабеллы Кастильской. Это она начинает носить твердые платьица с удлиненным шнипом, которые подчеркивают узкую талию.
"И данный шнип доходил до середины ноги, другими словами не лишь ходить было тяжело, это было чрезвычайно больно. Необходимо было затянуться до размеров Изабеллы, это 46 см, при помощи сплава затянуть талию, убить грудь полностью, так как у Изабеллы не было груди, следовательно, весь мир не будет ее иметь. Это были плоские пластинки, сдавливает грудь
В XVII веке Франция возвращает глубочайшее декольте. Под платьицами растут ряды нижних юбок, и возникает нижняя рубаха. Скоро она преобразуется в неглиже – всепригодный домашний костюмчик, который носят по утрам. Аристократки начинают ездить на охоту – и возникают штаны. "Эти 1-ые штаны были прототипом мужских кальсон, выскажемся так, мужских брюк, и это была трагедия. Однако для того чтоб недопустить обвинения в том, что она ходит в мужской одежке (лишь дама могла придумать этот ход), внутренний шов у панталон был открыт, другими словами в принципе видно все. Однако нет шва – нет и мужских брюк"
Данная конструкция сохранялась до конца 19 века, а сами штаны выдержали до середины ХХ.
"Вот тот открытый внутренний шов. В этих штанах плясали в "Мулен Руж", потому канкан с открытым швом – это, естественно, было мощное воспоминание" Итак, чтоб выйти в свет, дама высшего и среднего сословия конца 19 века обязана была надеть подвязки для чулок, сами чулки, штаны до середины икры, сорочку либо комбинацию, корсет, легкую нижнюю юбку с воланами, всецело скрывающую ноги, льняную кофту на корсет, тюрнюр, вторую, а время от времени и третью нижнюю юбку из больше плотного полотна, обычно, цвета главной юбки и, в конце концов, верхнюю одежку – корсаж и верхнюю юбку. Этот набор нижнего белья весил от 2 до 4 кг, да и это не самое ужасное. В конце 19 века в моде дамский силуэт "песочные часы". Корсет должен убирать в талии до 25 см. Без долголетней подготовки, чтоб достигнуть этого результата нужно удалить два ребра
"Корсет "ласточка", который возник как раз в то время, когда Островский написал свою "Бесприданницу", потому заглавие парохода Паратова "Ласточка" фактически так же неблагопристойно звучало для уха современника, как лошадка Вронского Фру-Фру, потому что фру-фру это то самое шуршание юбок.
Бюстгальтер на смену корсету
Почти 300 лет корсет диктовал моду и на нижнюю одежду, и на верхнюю. Свергнуть его оказалось под силу только научному открытию.
В 1895 году доктор Вильгельм Рентген, немецкий физик, открывает Х-лучи, которые потом назовут рентгеновским излучением. Первые снимки грудной клетки Рентген делает своей жене Анне, сравнивает их со снимками женщины-крестьянки. Изувеченные корсетом ребра и деформированные внутренние органы приводят его в ужас, и вскоре научный мир начинает протестовать против корсетов.
Начиная с 1900-х годов, корсет уменьшается и упрощается: становится короче, ставится на пружины. Лидеры по производству нижнего белья тогда – Франция и Бельгия. Но вдруг на выставке в Париже гран-при получает корсет маленькой мастерской Абрамсона из России.
"Я вообще в коллекции стараюсь не ремонтировать вещи, я оставляю их такими, какими они ко мне пришли, битыми жизнью. Мой Абрамсон жутко пахнет, потому что им прикрывали квашеную капусту. Я привезла в Париж, все фотографировали этот вонючий бедный Абрамсон, потому что в 1900 году некий Абрамсон получил золотую медаль, а никто не видел, где этот Абрамсон. Прямо ахали и охали и говорили: "Боже мой! Неужели вам так повезло?!"
В 1908 году парижский модельер Поль Пуаре представляет свободное женское платье без корсета и нижних юбок. Событие историческое. Всего за 10 лет женщины буквально разденутся, а на смену корсетам придет бюстгальтер. История его изобретения покрыта мраком. Есть версия, что в 1903-м его изобрела в Париже женщина-врач Гош Саро, разрезав корсет на две части. Есть версия, что его придумала портниха Ида Розенталь-Каганович.
Эмигрировав из России в Америку после революции, она наладила там производство белья и придумала первые размеры. Но патент на бюстгальтер есть только у немцев, и слово это немецкое. А дальше на Западе начинается одна история белья, а в России совсем другая.
В 1920 году у нас появляются фабрики по пошиву нижнего белья. Причем на всю огромную страну их две: "Мосбелье" – в Москве и "Ленбелье" – в Ленинграде. Шьют они белье и для мужчин, и для женщин. Но самое интересное, эти фабрики сотрудничают с известными тогда художниками-конструктивистами Верой Мухиной, Александром Родченко, Владимиром Татлиным. А значит, в декоре и крое мужских и женских сорочек присутствуют веяние моды в искусстве, то есть детали кубизма.
Но к 30-м советское белье стало безликим и ужасным. Его задача – поддерживать новые правила гигиены, по которым человеку иметь не меньше двух комплектов белья и менять его минимум раз в 7-10 дней. Красивое белье шьют надомницы, а это карается законом, или привозятся. В коллекции Виктории Севрюковой есть белье Лили Брик, которое покупал для нее за границей Владимир Маяковский.
"У нее белье, которое делало из нее красавицу. Она была не самой статной женщиной в смысле силуэта и корректировала это с таким умением и мастерством. Какое количество мужчин были покорены Лиле Брик и считали, что она абсолютно эталонная женщина. Поэтому корсет, которому она никогда не изменяла. При этом она очень любила воздушные вещи, поэтому поверх этого жесткого корсета, для того чтобы обмануть, была такая нижняя юбка, идеальная для чарльстона, для шимми, потому что она развевается, она в три оборки и она из нежнейшего тюля"
А в это время на Западе появляется стиль "гарсон". Женщина становится мужественной, но ее белье остается женственным. В 1935-м в США впервые появляются подушечки для бюстгальтеров, а в 1942-м – регулируемые бретели. В СССР они появятся на 20 лет позже, рассказывает директор одной из крупнейших фабрик нижнего белья России в Ирина Епилина.
"Первые изделия, которые начинала выпускать наша фабрика, были с применением в основном пуговиц и пуговичных машин. Сами изделия напоминали что-то громоздкое, потому что не было ни отделочных лент, ни бретелечных лент. Большой минус у этих изделий – ткани, которые стопроцентно содержат хлопок, после первой стирки давали усадку", - рассказывает генеральный директор фабрики нижнего белья Ирина Епилина.
Эта фабрика появилась в Коломне в 1925-м, но белье здесь стали шить в конце 50-х из самых простых тканей – хлопка и батиста. А советские женщины хотели носить то, что видели в западных фильмах.
"Да, конечно, потому что в этих фильмах акцентировалось внимание на корсетах, грациях, на стати, женщина могла красиво себя преподнести", - говорит Епилина.
И снова за старое
В 1947-м неизвестный молодой дизайнер Кристиан Диор выпускает свою первую коллекцию ньюлук. И в моде опять пышный бюст, нижние юбки и узкая талия.
"Дело в том, что Диор, абсолютно помешанный на памяти о своей матери, в начале 1900-х годов мама, затянутая в корсет с пышной юбкой, шуршащая, пахнущая, он вернул корсеты. Были пластиковые косточки, но Диор вернул настоящую женщину" Начало 50-х – времена агрессивной женственности. Грудь должна быть острой и бюстгальтеры отстрачиваются конусом.
"Именно в 1949 году появляется бюстгальтер бра, который крепится определенным образом и служит именно для коррекции женской груди", - объясняет имиджмейкер Наталья Гольдман.
Иконами стиля становятся актрисы с пышными формами. В Америке, чтобы добиться таких форм, начинают продавать надувные бюстгальтеры с соломиной в комплекте. Но после фильма "И Бог создал женщину" силуэт смягчается, все хотят выглядеть как Бриджит Бардо, которая почти весь фильм ходит в неглиже.
А в это время в 60-х на советских фабриках белья происходит буквально революция. Из Риги, Латвия была частью СССР, начинают поставлять пластмассовую фурнитуру, и в бюстгальтерах появляются застежки на резинке.
"Отсюда пошла эта размерность, когда мы смогли регулировать объем, регулировать размер по подтяжке бретелей, чтобы подтянуть чашку саму. Я на фабрику пришла в 76-м, у нас уже было до 7-го размера. Сейчас у нас до 15 размеров бывает" Появляется миниюбка. Мир озадачен тем, что под нее носить. Трусы уменьшаются до размеров бикини, а на смену чулкам с поясами приходят колготки. Но в 70-х производители западных стран переключаются на дизайн мужского нижнего белья, которое тоже сильно изменилось за ХХ век.
В начале ХХ века выпускаются кальсоны до щиколоток и полукальсоны чуть ниже колен. Для подгонки по фигуре они застегиваются на пуговицы, лучше
если на перламутровые. После Первой мировой войны кальсоны укорачиваются, в поясе появляется резинка, а в 1925 году английский бизнесмен Якоб Голомб предлагает заменить штаны боксеров из кожи на эластичные шорты с широким поясом. Появляются Boxer shorts, то есть трусы-боксеры. В 34-м американец Артур Кнейблер, дизайнер в компании трикотажа, берет за основу низ мужского купального костюма и делает в нем вставку, назвав новый продукт Jockey shorts. Успех колоссальный, модель начинают называть брифы, и в течение следующих 30 лет брифы конкурируют с трусами-боксерами. В 70-х, благодаря моде на обтягивающие джинсы, брифы выигрывают первенство, а в 80-х вновь уступают боксерам. И так до сих пор.
В СССР еще в 30-х появились спортивные трусы, которые вскоре стали семейными и остались в гардеробе мужчин на долгие 50 лет, только немного изменив длину и материал.
Вот что нам дал конец ХХ века, если мы говорим об истории нижнего белья?
"Появляется очень много бесшовного белья, компрессионного и спортивного. В белье очень много эластана, именно такого материала, который очень хорошо впитывает влагу, не оставляет следов и очень легок в использовании" Мир нижнего белья изменился с появлением в Европе лайкры, в США – спандекса, а в СССР – эластана. Это один и тот же материал, названный везде по-разному. Сегодня без него белье не делается вообще.
"Использовалось два вида ткани и фурнитуры, то сейчас в одном изделии мы используем до 18", - рассказывает Ирина Епилина.
Но в конце ХХ века химики дали возможность изменить бюстгальтеры лямками-трансформерами, лямками-невидимками и довели до совершенства всевозможные застежки и пуш-апы. В этой имиджстудии, меняя облик женщины, начинают с нижнего белья.
"Самой идеальной фигурой является "песочные часы". Это когда на плоскости плечи равны бедру, и разница между талией и бедром в объеме около 25-30 сантиметров. То есть все, что касается одежды, мы будем стараться привести разные типы фигур женщин ровно к "песочным часам", - утверждает Наталья Гольдман.
В Индии сделали бюстгальтер от преступника с датчиками GPS. Он бьет током 3800 киловольт, потом отсылает сообщение в полицию с точными координатами. Также есть бюстгальтер с датчиком переедания и пуш-ап-футболка для мужчин со встроенными подушечками, увеличивающими бицепсы, трицепсы и грудные мышцы всего за 48 долларов.
Тренд 2000-х – бесшовное белье, удобное и тонкое. Медики и предприниматели соревнуются в научных аргументах, но правила носки белья известны давно.
"Если мы говорим об очень утягивающем корректирующем белье, то его рекомендуют носить не больше двух часов, самую сильную утяжку, потому что это тоже все-таки мешает", - считает Гольдман.
Даже если люди научатся создавать одежду, которая не потребует больше ничего, нижнее белье не исчезнет, потому что теперь оно может быть и роскошью, и необходимостью, и даже тем, что способно изменить жизнь.
Чтобы узнать больше о современных трендах нижнего белья, купальников и домашней одежды, заходи к нам магазин
Мы работаем с доставкой по всей России!
Спасибо, что дочитали до конца❤️