Задумывались ли вы хоть раз о том, почему вся трансмиссия велосипеда вынесена на правую сторону? Правостороннее расположение трансмиссии стало настолько привычным, что на это никто и не обращает внимание. На самом деле элементы трансмиссии всегда располагались на велосипеде с правой стороны, и на это есть определенные причины.
Главный аргумент, повлиявший на выбор правой стороны, связан с резьбой. Дело в том, что при вращении педалей, цепь и передачи велосипеда вращаются по часовой стрелке, то есть при наличии резьбовых соединений, такое направление движения приводит к их затяжке. Велосипеды имеют правостороннюю трансмиссию, потому что так решили еще в 19 веке. Задние шестерни на велосипедах тех времен были привинчены, и вращение педалей приводило к затяжке, а не ослаблению.
В 1884 году появился велосипед, конструкция которого стала напоминать современные велосипеды. Это было в Великобритании – стране с левосторонним движением. И этот факт также повлиял на выбор стороны расположения трансмиссии. Если велосипедист был вынужден идти рядом с велосипедом по дороге (например, в случае его поломки), он должен был находиться по левую сторону байка, чтобы не попасть под лошадиную повозку. В этом случае, чтобы не пораниться или испачкаться об цепь или шестерни, пришлось ставить трансмиссию на правую сторону.
Также есть еще одна версия того, почему же все-таки решили расположить цепь и шестеренки с правой стороны. О ней говориться на странице Википедии следующим образом:
Традиция же размещать цепь справа пришла из верховой езды, где посадка слева также распространена, так как большинство людей — правши, и шпага, носимая у левого бедра, затрудняла посадку справа.
В общем-то, на этом логические объяснения установки трансмиссии с правой стороны заканчиваются, но на этом еще не все.
Левостороннее расположение
В первую очередь левосторонним расположением отличаются некоторые велосипеды BMX. Однако, и среди трековых велосипедов есть те, которые могут похвастаться данной особенностью. В 2016 году женская сборная США по велоспорту вышла на гонку преследования с левосторонней трансмиссией. Решение оправдывается лучшей аэродинамикой в условиях езды по велотреку. Система и цепь на правой стороне принимают на себя большее лобовое сопротивление, нежели на левой.
Если вы знаете что-то еще на этот счет, то обязательно пишите об этом в комментариях!