Культовый фильм 90-ых «Брат» режиссера Алексея Балабанова, как известно, снимался в северной столице. Что сейчас стало с теми местами, на фоне которых разворачивается действие фильма?
Алексей Балабанов лучше всех снимал кино о 90-х — о тех 90-х, которые никогда не заканчиваются. Данила Багров, появившийся в 1997 году, — символ этого времени, тихий ангел мщения, успевающий и «Наутилус» послушать, и брата выручить, и с бандитами разобраться, и денег найти, и все потерять. В «Брате» Багров появляется почти из ниоткуда — точнее, он явно служил в горячей точке, но подробностей мы никогда не узнаем, — проходит по осеннему стынущему Петербургу и отправляется дальше, в Москву, к «Брату-2».
Сначала он ведет себя как турист: смотрит на Зимнюю канавку и Медного всадника, проходит по Аничкову мосту, гуляет мимо Казанского и Исаакиевского соборов, мимо музея-квартиры Пушкина.
Но эти открыточные виды кажутся почти бессмысленными в абсолютно пустом городе «Брата». Люди в балабановском Петербурге 90-х существуют лишь там, где можно рассчитаться друг с другом — деньгами, музыкой, пулей или как-то иначе. Даниле деньги не нужны. Даниле нужна сила, это за ней он едет к своему старшему брату Виктору. Виктор живет на Мойке в доме Адамини, и из окон его квартиры виден храм Спаса-на-Крови, еше одна дань фильма туристическому Петербургу.
Петербург в «Брате» — поджарый, суровый город. Это подвалы с музыкальными магазинчиками, где Багров ищет диск «Наутилуса», и стихийные мутные рынки. Это Васильевский остров, где Данила встречает Немца, и берег Финского залива, где он разговаривает с бандитами. Это проходные дворы, через которые так хорошо убегать, когда заказ выполнен, и грузовые трамваи, идущие через безлюдный город... Это коммунальные квартиры, в которых кто-то ждет любви, кто-то хочет водки, кто-то поет, кто-то предает брата, а кто-то мастерит обрез.
Город, конечно же, изменился: на месте трамвайного кольца стоит бизнес-центр, Андреевский рынок на Васильевском острове, где торговал Немец, был реконструирован, равно как и Сенной, где Багров выполнял заказ своего брата. Но пронизывающий ветер такой же, как 20 лет назад. Да и сегодняшняя толпа на Невском — в точности как в финале фильма. На Смоленском лютеранском кладбище все еще стоит ржавая «Беседка Брата», в которую Немец привел Данилу.
До сих пор существует и «Макдоналдс» у станции метро «Петроградская», где Данила прощается с ветреной Кэт, и дворик возле лютеранской церкви Святой Анны между Кирочной и Фурштатской, где они познакомились.
Данила Багров приехал в Петербург на несколько дней, перечеркнул его красным, простил всех, кто не был достоин прощения, дал попробовать хорошей жизни всем, кому стало от этого только хуже, — и стал национальным героем, российским Суперменом. «Здесь слабые все», — жалуется Данила Немцу в конце фильма. В поисках силы Багров отправится дальше. «Сила — она в правде» — поймет он в «Брате-2». А о городе он так ничего и не поймет.
_________________________________________________________________________________________
Спасибо за ваши лайки и подписки! Впереди нас ждет много интересного!
Вам может понравиться:
Романтика Петербургских разводных мостов
Литературная прогулка по Петербургу
Санкт-Петербург: знаменитые Пять углов