На этой неделе нефть может вернуться в фокус внимания инвесторов наравне с показателями рынка труда в США. Эти данные обещают пролить свет на то, насколько активным в действительности является восстановление потребительского спроса в Штатах и в мире в целом. Имеющиеся данные не позволяют отбросить чувство тревоги.
Котировки Brent и WTI вернулись к уровням середины марта на закрытии прошлого месяца и осторожно прибавляют в начале торгов в понедельник. Brent курсирует вблизи $38, а WTI преодолела $35.
Рывок фондовых индексов под закрытие месяца в пятницу стал сигналом бычьего настроя участников и поддержал покупки нефти. Дополнительно её росту способствовали недельные данные, которые отметили дальнейшее сокращение буровой активности в США. В последние годы эти показатели довольно тесно коррелировали со стоимостью барреля – но не в этот раз. Обвал цен ранее в этом году был настолько резким, что нефтедобывающие компании попросту не поспевали за этой коррекцией. Подобное наблюдалось и в 2015-2016 годах, когда число буровых достигло своей низшей точки спустя три месяца после минимумов цен.
Отдельно стоит учитывать, что тогда спрос на нефтепродукты оставался весьма крепким, поскольку экономика продолжала расширение. В предыдущие же месяцы спрос снизился на 20-40%, в зависимости от категории сырья. Несмотря на исторически низкое число работающих американских буровых (всего 301, включая 222 нефтедобывающих), шок спроса предыдущих месяцев вполне может вызвать еще более глубокое и продолжительное сокращение.
К тому же стоит обратить внимание на новый скачок уровня запасов сырой нефти на прошлой неделе на 8 млн баррелей, несмотря на ожидавшееся восстановление спроса. Одновременно продолжает падать уровень добычи после достижения планки в 11.4 млн. баррелей в сутки.
Позже на этой неделе, 4 июня, должна состояться новая встреча ОПЕК+. Предполагается, что на ней будет обсуждаться возможности продления текущих жестких ограничений еще на 2 месяца, ведь спрос восстанавливается слабее ожиданий.
Россия согласилась участвовать в данных обсуждениях, однако ее позиция пока не ясна. Саудовская Аравия продолжает придерживаться политики высоких цен на нефть. Россия вполне вероятно поддержит предложения по сокращению, наблюдая вялый спрос на энергоносители в Европе и не столь быстрое, как ожидалось, восстановление в Китае. В то же время вполне могут проявиться нотки готовности наращивания добычи. Как вариант, стороны могут придерживаться предыдущей договорённости в борьбе за рыночную долю.
Текущие цены на нефть близки к балансовым показателям для бюджета. Имея внушительные резервы и весьма спокойный фон на финансовых рынках, резонно ожидать от России заявлений о том, что эти уровни не будут вредны для экономики локально – и совместимы со стратегической целью.
Однако этот подход может оказаться ошибкой, поскольку обвал нефти сейчас, как и в апреле, способен дестабилизировать глобальные рынки и утянуть их в красную зону.