Карантин здорово ударил по всем сферам бизнеса. Люди неохотно расстаются с деньгами: одни боятся тратить лишнее, у других просто закончились деньги на развлечения и ресторанную еду. Спрос упал, а вместе с ним — выручка. Тем не менее, арендодателю и сотрудникам платить надо. Что делать?
Блог Билайн Бизнес всегда на одной волне с предпринимателями и помогает разобраться в сложных ситуациях. Сейчас блог выпустил цикл статей с лайфхаками, которые помогут бизнесу выжить в кризис. Вот несколько рекомендаций: они подойдут и магазину сувениров, и ресторану, и салону красоты.
Договоритесь об отсрочке арендной платы
Помещение, арендованное под фитнес-центр или квеструм, скорее всего, сейчас простаивает. Платить за него прежние деньги кажется роскошью. Попробуйте договориться с собственником о снижении арендной платы.
В переговорах ссылайтесь на пункт о форс-мажоре в договоре. В законах нет точного списка обстоятельств, которые относятся к форс-мажорным. Если собственник согласен, что вирус и самоизоляция — это именно такие обстоятельства, подписывайте соглашение на арендные каникулы. И тут, как договоритесь: оплачивать только коммунальные услуги или получить отсрочку по арендным платежам.
О том, что делать, если собственник не согласен признавать эпидемию обстоятельством непреодолимой силы, читайте в статье о форс-мажорах. Например, вы знали, что в договоре можно вообще не упоминать форс-мажор? Просто перечислите события, которые будут освобождать стороны от ответственности.
Договоритесь с поставщиками об отсрочке
Попробуйте оптимизировать еще одну статью расходов — закупки. Например, вы каждый месяц заказываете салфетки и другие расходники для кафе. Договоритесь с поставщиком об отсрочке платежей на пару месяцев.
Отсрочка платежа — хороший способ пополнить склад, не потратив при этом оборотных средств. Об отсрочке говорят, когда оплатить товар можно через 2-3 месяца после поставки. Поставщики обычно соглашаются на такие условия, потому что стараются удержать оптовых клиентов и не отпускать их к конкурентам.
Договариваться о новых условиях лучше письменно. Документы послужат доказательством, если поставщик, например, забудет об отсрочке и потребует вернуть долг через суд. Суд принимает переписку в качестве доказательств.
Скорее всего, поставщик согласится на отсрочку, чтобы освободить место на складе для новой продукции
Выведите занятия в онлайн
Если у вас творческая студия или языковая школа, выход в онлайн — это решение не на один месяц. Затраты на организацию вебинаров или занятий в «Зуме» меньше, чем на «живые» уроки, а охват — шире.
Онлайн-формат поможет не просто преодолеть кризис, но и масштабировать бизнес. Даже когда офлайн-точки заработают в полную силу, онлайн-деятельность принесет постоянный поток клиентов, который будет только расти.
Кулинарные школы могут вести по интернету мастер-классы, творческие студии — уроки рисования, театры — продавать билеты на онлайн-трансляции. Более подробно о том, как сохранить команду и сэкономить на аренде, читайте в статье Билайн Бизнес.
Если у вас фитнес-клуб, запустите онлайн-тренировки — дайте клиентам возможность быть в форме, даже когда они проводят почти все время дома. Поддерживайте обратную связь с клиентами, чтобы сохранять их мотивацию. Создайте чаты, в которых тренеры смогут получать отчеты и отзывы клиентов о тренировках и отвечать на вопросы. Тогда клиенты полюбят такой формат и останутся с вами после кризиса.
В блоге Билайн Бизнес есть отдельный материал по выживанию в кризис для владельцев фитнес-центров.
Организуйте доставку через агрегатора
Если выводите в онлайн кафе и раньше у вас не было службы доставки, не обязательно организовывать ее с нуля. Поручите доставлять заказы сотрудникам или подключите агрегатора.
Агрегатор — это компания, которая разместит на своем сайте ваше меню, будет принимать заказы и передавать их вам. Курьер агрегатора заберет и доставит клиенту подготовленные заказы. За организацию доставки нужно платить комиссию, 15–20% от суммы заказа.
Так вы не только обеспечите себя клиентами на время кризиса, но и заложите хороший фундамент для масштабирования бизнеса
А если вы как раз думаете, как оптимизировать меню и добиться расположения гостей, вот инструкция по выживанию в кризис для кафе. Если ищете информацию, как правильно и выгодно подключить доставку, помогут эти пять советов.
Создавайте партнерские программы со смежными бизнесами
Чтобы сохранить прежних клиентов и привлечь новых, предлагайте абонементы на комплекс услуг. Для этого запартнерьтесь со смежными нишами. Маникюрный салон может объединиться с психологом или стилистом, которые уже сейчас могут проконсультировать клиента онлайн. Фитнес-клуб может добавить к онлайн-тренировкам консультацию диетолога, который составит недельное меню в зависимости от спортивных нагрузок.
Как сохранить команду, сэкономить на аренде — и еще несколько лайфхаков для индустрии развлечений.
Больше лайфхаков для бизнеса — в блоге Билайн Бизнес
Выживание в кризис — не единственная тема в блоге. Как бюджетно продвигать бизнес в интернете, как не попасть на штрафы и увеличить средний чек, не расширяя ассортимент — обо всем расскажут эксперты. Это не оторванная от жизни теория, материалы основаны на опыте реальных предпринимателей.
В блоге много рекомендаций для малого и даже микробизнеса: от того, как выбрать название и зарегистрировать компанию, до инструкции по закрытию ИП или ООО. Статьи написаны просто и понятно, без специальных терминов и туманных юридических формулировок.
Листайте дальше, чтобы перейти в блог!