Ко дню рождения Пушкина мне показалось уместным рассказать о знаменитом портрете, написанным Орестом Кипренским в 1827 году. Это произведение эпохи романтизма, поэтому художник оставил на полотне своеобразные и весьма примечательные знаки, характеризующие Пушкина именно как поэта.
Однако вначале давайте коснёмся истории создания этого полотна. Заказчиком портрета был Антон Дельвиг, друг и однокашник Пушкина по Царскосельскому лицею. Когда поэт впервые увидел себя на полотне, он отозвался на него следующими строками:
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.
Кипренский изобразил Пушкина в строгом чёрном фраке с пышным бантом на шее. Романтический ветер привёл в беспорядок чёрные кудри поэта. Шотландская клетчатая ткань переброшена через плечо Пушкина. Такая ткань зовётся тартан. Её расцветка символизирует принадлежность к тому или иному горному клану. Пушкин не был шотландцем, зато он был поэтом. Королём поэтов в ту пору считался лорд Байрон. А Байрон был родом из Шотландии. Так Кипренский с помощью тартана обозначил поэтическое предназначение Пушкина.
Кипренский написал портрет на фоне древнегреческой статуэтки. Она изображает Эрато - музу лирической или любовной поэзии. Эрато, как и остальные восемь муз-сестёр, была дочерью Зевса-громовержца и Мнемосины, богини памяти. Эрато изображают с лирой в руках.
Антон Дельвиг умер очень рано - в 1831 году. После его смерти Пушкин купил свой портрет у вдовы Дельвига Софьи Михайловны. Дочь Дельвига утверждала, что матушка подарила портрет Пушкину, но в архивах Пушкинского Дома сохранилась купчая. Да и не мог Пушкин принять такой подарок у бедствующей вдовы.
Этот портрет висел на видном месте в последней квартире Пушкина на Мойке 12. После смерти поэта остались огромные долги на сумму около 130 тысяч полновесных царских рублей, а не нынешних бумажек. Император Николай I приказал оплатить долги покойного и назначил Наталье Николаевне пенсию в 5000 рублей в год, а детям по 1500 рублей в год до поступления на службу или до замужества. Портрет остался в семье и позже перешёл Александру Александровичу Пушкину.
Однако существует легенда, согласно которой Наталья Николаевна из-за финансовых затруднений продала портрет мужа за 1000 рублей. Спустя 30 лет Павел Михайлович Третьяков купил его за 36 тысяч.
На самом деле Третьяковская галерея купила портрет в 1916 году, 18 лет спустя смерти основателя.
Иллюстрации взяты из свободного доступа в Яндексе.
Немного больше про портрет на нашем сайте. "Портрет Пушкина кисти Кипренского в коллекции ГТГ".