Найти тему
Усы Пуаро

«Я все знаю», Фаррелл Мэттью (США, 2020)

Да-да, обложка от аудиокниги, знаю
Да-да, обложка от аудиокниги, знаю

Свеженький, популярный — и вылизанный. Да, пожалуй, так я отзовусь о триллере «Я все знаю». Насколько Я ЗНАЮ, у автора эта книга первая, так что могу дать ему еще 1-2 попытки, но шансов стать любимым объективно немного.

Погибает в автомобильной аварии богатая, влиятельная и всеми любимая меценат(-ка? Дорогие фемочки, помогайте с окончанием). Подозрение падают на ее мужа, который, по его словам, ни слухом ни духом и искренне переживает потерю. Подключается таинственный тип в черном плаще с капюшоном, который знает особенности аварии, утверждает, что это было убийство вместо таинственной случайности, и обещает сообщить детали убийцы — если несчастный вдовец раскроет свои темные тайны. А тайн-то вроде и нет, настолько темных, по крайней мере…

Может быть, это ошибка дебютанта, но книга собирает в себе все «рецептики», ингредиенты для успеха на современном книжном рынке, и делает это настолько скрупулезно, что аж тошно. Индивидуальность, авторская фантазия стираются за желанием быть признанным и популярным. Знаете, как фильм «Зеленая книга» был собран как типичная слезо-Оскаро-выжималка (ах эта сцена под проливным дождем), так и здесь Фаррелл стремился создать образцовый американский триллер последнего поколения. Рассмотрим по деталям:

  • Главный детектив — женщина (фемочки, снова ваш выход). Надо отдать должное, она здесь довольно жизнеспособная, не излишне сильнаясмелаяловкаяумелая. У нее есть дети и мама, по которым она скучает на работе, и в своем отделе она пользуется уважением. Причем никому это уважение к себе особо не «насаживая» (привет, дерзкая Джейн Риццоли!).
  • Легонькая такая, ненавязчивая любовная линия, love in the air. Минус — ладно, субъективный — я вообще против любви в детективах/триллерах и считаю ее в этом жанре лишней (ну только разве как мотив для преступления). Плюс — развития она получает мало, ни к чему не приводит. Но зачем тогда вообще ее вводить? Ощущение, что Фаррелл решил чуть добавить себе аудитории — дамам такие полунамеки ах как нравятся.
  • Семейные тайны. Ох, это просто новый тренд. Пара поколений объединяются, чтобы припереть дверцы шкафов и не вывалить оттуда скелетов, ведут месть длиной в десятилетия.. Честно, вот вы такое часто встречали в своей жизни? То-то же. Нежизнеспособно.
  • Ну и вишенка на торте — психические отклонения героев. Шизофрения, биполярочка, раздвоение личности — о, это все уже пресно, берите выше: автор замахнулся на множественную личность. Трендовый тренд, будь он неладен. Использовать малоизученное явление как вариант развязки своей книги, а тем более объяснения детективной загадки — это прямо низкий, плоский, пресный прием.
-2

  • Триллера я здесь не нашла, признаться. Ничего у меня не дрожало в преддверии развязки, никаких резких вдохов на протяжении чтения, сердце не заболело ни за одного из героев. Догадываешься о сути примерно в начале второй трети книги, а дальше по накатанной.

Из хорошего могу отметить довольно стройный сюжет (пусть и стандартный), неплохую сюжетную петлю в финале (двойной конец, ВОТ ЭТО ПОВОРОТ — называйте кто как хочет), правдоподобные мотивы действий персонажей. Несмотря на ремарку «полицейский триллер», особой казенщины и долгого описания будней отважных стражей закона не будет — и на мой взгляд, это плюс.

В целом книга неплохая: тега #книгавсамолет заслуживает, но худшим образчиком его не станет. Однако мне не хватило оригинальности самого писателя, его личных придумок без оглядки на современную моду. И не говорите, что сейчас ничего нового уже не выдумать — у Карризи и Михаэлидеса ведь получилось?

кстати, о книгах и самолетах
кстати, о книгах и самолетах