Наверняка любой водитель знает, что производители автомобилей, в зависимости от марки, рекомендует к использованию топливо с тем или иным октановым числом. Некоторые могут сказать, что октановое число показывает соотношение количества различных компонентов топлива, а именно октана и цитана. Определять такое соотношение можно несколькими способами.
Как правило, при исследовании бензина октановое число, полученное в результате работы, несколько отличается от заявленного производителем. Это зависит от метода исследования, поскольку разные методики показывают несколько разные результаты. Наиболее точным результатом является все же заявленное производителем число, поскольку на заводе стоит достаточно мощная и точная тестирующая аппаратура. Однако для применения топлива в спортивных машинах октановое число рассчитывают как среднее арифметическое между исследованным и полученным моторным методом. Моторный метод тут, пожалуй, играет даже несколько более важную роль, так как показывает наиболее важное для спорткара свойство бензина - противостояние воспламенению. Обычное противостояние детонации также важно, но поскольку при спортивной езде необходим более точный подбор топлива, обращают внимание на оба показателя.
Классификация бензинов
Различные виды топлива подвергаются одинаковой классификации в зависимости от степени своей способности противостоять детонированию, то есть взрыву в двигателе. Способов определения октанового числа существует несколько - моторный, безмоторный, тестовый. Наиболее точный результат тестирования получается при полной имитации всех процессов, которые происходят в двигателе, то есть при моторном исследовательском методе. Плюс ко всему, при такой методике испытания есть возможность замерить некоторые вторичные величины - температуру, давление внутри двигателя, состав продуктов сгорания. Октановое число определяют, как правило, по температурному методу измерения внутри камеры сгорания, для этого необходим ряд специальных приборов. Однако существуют сообщения о том, что некоторые водители замеряли октановое число без приборов - детонацию в моторе они определяли на слух и впоследствии сравнивали полученную задержку с номинальным топливом - бензольным, этиловым или каким угодно. Таким методом пользуются при полевых и тестовых испытаниях. Результат в таком исследовании может отличаться от истины