Из воспоминаний Alfred Rubbel. Как немецкий танкист отзывается о "Тигре".
От "Pz.IV" он отличался разительно. "Тигр II", это тоже самое, что "Тигр I". Отличие только в более толстой защите. Но мощности этой машине явно не доставало, а качество стали было плохое. Снаряды 76-мм из брони вырывали фрагменты. Огневая мощь на грани фантастики. Башенка командира напоминала печную трубу, при попадании 76-мм снаряда всегда срезало голову у командира.
Подвижность у танка плохая. Скорость движения на марше чрезвычайно низкая, в теории 38 км/ч. Но этого на практике не достигали. Если местность пересеченная, это максимум 10 км/ч. Двигатель плохо реагировал на перегрузки.
Продолжительность жизни мотора величина малая. От механика требовалась высокая квалификация и багаж знаний, чтобы обеспечить машину к бою. Наша ремонтная группа трудилась без перерывов, работы с машинами хватало. Во время марша всегда прислушивался к работе машины, все время вынужден был следить за шумом мотора.
Перегрев мотора вел к разрушению прокладок во втулках цилиндров. Вода из системы охлаждения могла попасть в цилиндры. Тогда требовалось сразу вынимать свечи и убирать воду из цилиндров. Машина после этих манипуляций теряла скорость. Перегрев мог разрушить прокладки из пробки в головке цилиндров, мотор сразу терял масло. Наш водитель жевал хлеб и полученную кашицу применял в виде уплотнителя в головках цилиндров, временно помогало.
Слабое место это коробка передач, боковые передаточные механизмы и ходовая часть. Гидравлика в тот период не доработанная. Боковые передаточные механизмы очень хрупкие, при нагрузке чуть выше средней ломались.
Удовольствие доставлял ремонт шахматной ходовой части. На каждой стороне по 16 катков и 8 рычагов подвески. На начало марша все катки в отличном состоянии. Далее 4 внешних катка начиная с переднего, начинали жить своей жизнью. Движения рычагов и напряжения на сгиб вели к ослаблению всей подвески. Потом появлялась повышенная нагрузка на остальные катки, шло разрушение резиновой оболочки катков. Объем работы по замене средних и задних катков очень часто был огромным. Надо снимать сначала передние 8 катков.
Превосходство "Тигра" в огневой мощности и бронировании перед танками русских, сохраняющееся до окончания войны, делало нас беспечными. При прикрытии своих частей, очень часто находились на одном месте. При этом не прикрывались и не маскировались, с нами ничего не могло случиться. Перестали придерживаться нормальной танковой тактики, которую изучали. Новое пополнение и неопытные водители, все у ветеранов перенимали. Нашу беспечность перенимали.
Мы очень часто располагались как стоящая мишень, часто теряли возможность застигнуть русских врасплох. Если противник видел наши машины, то как правило, танки уже нас не атаковали. Русские их вводили в бой на другом участке. Происходили вклинивания и прорывы, а мы как пожарная команда, должны были их закрывать. Лучше бы наши "Тигры" ставили за линией фронта и маскировали, чтобы после определения прорыва русских неожиданно ударить. Данная тактика принесла бы нам большие успехи и меньшие потери.
Пехотные подразделения истекали кровью и нуждались в данном "корсете". Наши машины на переднем крае поднимали их военный дух. Тактически это было обоснованно. Мы видели, как отход одного "Тигра" для заправки и пополнения снарядами, послужил сигналом к отступлению вслед за ним пехоты.
ДРУГИЕ СТАТЬИ КАНАЛА:
У НЕМЦЕВ КВАДРАТНЫЙ УМ
ХИМИКИ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ
ПАРТИЗАНСКАЯ ТАНКЕТКА
Если Вам было интересно, нажмите пожалуйста-"нравится" и подпишитесь на канал. Это лучшая поддержка для него. Спасибо за ваше внимание и время.