Этим вопросом я начала задаваться, когда ребенку исполнилось три. По всем нормам, мой ребенок должен был уже что-нибудь калякать ну... хотя бы яблоки. Сын с удовольствием размазывал краски по поверхности, но на рисунок это было совсем непохоже.
Просьбы что-нибудь нарисовать чаще всего игнорировал.
А рисунков мне хотелось, потому что осмысленные рисунки - признак интеллекта (см. ниже). И все такое. Мы тогда готовились к ПМПК, и я не хотела, чтобы о моем ребенке, который тогда еще почти не говорил, думали как об умственно отсталом. Да и мелкую моторику развивать полезно.
Я рисовала и раскрашивала вместе с ребенком, помогая ему водить кистью/карандашом. Мы рисовали мелом на асфальте, палочкой на снегу, стилосом на планшете, но все равно рисовал он неохотно. Если я сажала его за стол, то он всю работу сваливал на меня.
В итоге вместо котиков и яблочек мой ребенок научился рисовать кружок с черточками внутри, более всего это было похоже на инфузорию - туфельку. Наконец, когда речь догнала художника, я узнала, что это полтитра палитра - рисовальный стим моего ребенка. Позже к этому стиму добавились буквы и графические символы. Хотела мать рисование? Получите. Распишитесь.
В карантин я пыталась что-то сделать с однообразием рисунков сына и его нелюбовью к изо, и решила заехать с другой стороны.
Что же я именно делала (и не делала)?
0. Не развлекала. Ребенку было скучно в карантине, именно с этого мы и начали. Рисование вносило хоть какое то разнообразие в его жизнь.
1. Купила тетрадь для рисования пальчиковыми красками (но рисовали кисточками: пальчиками ребенок рисовать отказался) и новые краски. В тетради нужно не рисовать, а дорисовывать детали рисунка. Это совсем несложно, ребенок изрисовал тетрадь за вечер.
2. Добавляла другие виды "рукоделия": вырезание ножницами, вырезание формочками и декор печенья, лепку. Кстати, лепку мы так и не освоили, просто купила готовые формы, и пока развлекаемся с ними.
3. Каждый день предлагала на выбор что-нибудь нарисовать, что могло понравиться ребенку. Если он что-то предлагал сам - помогала. В процессе рисования предлагала дополнить и усложнить сюжет: " Давай нарисуем мышке сыр...давай приклеим к ботинкам штаны и пояс".
4. Показывала образец, тонким контуром размечала очертания будущего рисунка.
5. Помогала, но в процессе отпускала кисть, чтобы ребенок продолжал сам.
6. Всегда хвалила, даже за крашенный фон.
7. Получившийся шедевр мы вместе клеили магнитами на холодильник. Этот тоже очень нравилось сыну. Теперь на холодильнике места живого нет... Хочу купить специальные магнитные полоски. Вот такие.
Но пока везде попадаю на мелкий опт.
В общем выводы у меня такие: чтобы ребенок рисовал, надо узнать причину, почему он не рисует и грести в этом направлении.
Почему ребенок не рисует?
Причин может быть одна или несколько, вот некоторые из них..
1. Диспраксия (нарушение моторного планирования), нарушение координации глаз-рука. Буквально: ребенок не знает, как заставить свои руки сделать то, что он хочет, обычно такие люди недооценивают свой творческий потенциал = "Я не могу это сделать".
Что делать: предлагать простые сюжеты, дорисовку отдельных деталей размечать контур рисунка, постепенно убирая "подсказки", использовать метод рука-в-руке.
Улучшать ловкость и координацию ребенка методами сенсорной интеграции, собирать пазлы.
2. Прорецептивные нарушения (нарушено пространственное мышление, слишком слабо или сильно держит инструменты, нажимает на лист).
Что делать: помогать отрегулировать нажим методами сенсорной интеграции и методом рука-в-руке, собирать конструктор и картинки из кубиков.
3. Нарушение образа тела (связано с предыдущим).
Что делать: Учить части тела, собирать человечков в конструкторе. Наносить боди-арт, аквагрим. Работать вот с такими шпаргалками...
4. Слабая зрительная память - трудно запоминать и копировать предметы.
Что делаем: тренируем визуальное восприятие по ABA и методами сенсорной интеграции. Собираем конструкторы по образцу (имитация с предметами).
5. Неприязнь к антропоморфным рисункам.
Что делать: Предлагать рисовать животных, постепенно добавляя человеческие черты.
6. Боязнь испачкаться (= тактильная гиперчувствительность). Некоторые аутичные дети не любят ощущения грязи на руках, поэтому избегают ручного труда.
Что делать: массаж пальцев су-джоками, другие техники сенсорной сумации (терпимость к раздражителям), работа с недочувствительностью других систем, подробнее...
7. Стереотипность и узость интересов, сюжетов. Предлагать сюжеты по смежным, которые могут понравиться темам ребенку. У нас это сладости, домики, животные. Использовать особые интересы для отработки графо-мотороных навыков. Например, сын не согласился клеить обязаловку к 9 мая, но с удовольствием нарисовал и вырезал вместе со мной надпись на этой открытке.
Можно ли определить интеллект ребенка по рисунку?
Есть очень условный тест «Нарисуй человека» (Ф. Гудинаф, Д. Харрис), который по одному рисунку (количество и правильность деталей) определяет соответствует ли интеллект возрастной норме. Однако негативный результат не говорит об отсутствии интеллекта , а очень хороший - о гениальности. Сама я начала рисовать детальных "человеков" 1 год 9 месяцев (!), но до сих пор в этом мастерстве ушла недалеко. Да и не гений я, не гений. И почерк у меня кривой :)
Рисование. Нормы развития ребенка (ПМПК)
2 года
Рисует линии за взрослым
2,5 года
Рисует кривой круг
3 года
Рисует простые рисунки, называя их: яблоко, шарик, окно.