Я долгое время не могла заставить себя посмотреть экранизацию Акиры Куросавы "Идиот".
Мне всегда казалось, что Достоевский и Япония это нечто несовместимое.
Самообладание - вот цель японца. Если тебе грустно прикрой ее улыбкой.
Многих иностранцев шокирует, когда японец говорит, что у него кто-то умер или случилось несчастье, а он при этом улыбается.
"Радуйся со счастливым и не показывай своих слез" – вот девиз японца
А Достоевский с его страстями, выворотом души наизнанку, где каждый честный человек - это в какой-то степени подлец, в зависимости от того насколько вы готовы заглянуть в глубь своей души, для японца - это слишком сложно с их понятием чести и долга.
У Достоевского или ты скачешь на тройке или бросаешься в прорубь. Среднего не дано. Как говорится из огня да в полымя. Поведению японца это тоже не свойственно.
Говорят, что Акира Куросава после экранизации "Идиота" даже заболел.
Я вообще не представляю, как можно экранизировать Достоевского.
Начав читать его по школьной программе я уже не могла остановиться.
Когда уже читать было нечего, читала дневники и письма Достоевского, ни один писатель не произвел на меня такого глубокого впечатления.
Но японцы, совершенно далекие от нас по менталитету, почему же их трогают герои Достоевского.
Чтобы это понять, я вчера все-таки посмотрела экранизацию Идиота Акиры Куросавы.
Я еще могла себе представить японца, играющего образ Мышкина, но, чтобы японка играла образ Настасьи Филипповны, вот такого я себе представить вообще не могла.
Ее не каждая русская актриса сыграет. По крайней мере Борисовой это точно не удалось.
Скажу сразу: фильм меня заворожил.
Камэда просто потрясающе сыграл образ Мышкина.
Еще очень понравился образ Аглаи, хотя его играла японка. Вообще было необычно смотреть на японские лица, которые играют русские персонажи, но актеры были подобраны безупречно, просто надо абстрагироваться.
Кстати сцена сжигания денег по своей эмоциональности снята лучше, чем нашими актерами.
Но простому японцу никогда не понять, как можно сжечь миллион.
Фильм в Японии был провальным.
Но интерес к Достоевскому особенно после войны только возрастал.
Может Достоевский дает возможность пережить острые эмоции, которых не хватает в жизни, а может он дает понять мировые ценности. Или по традиции театра кабуки хэппиенда не бывает. Страдание часть японской души тоже.
Самые популярные произведения в Японии — это "Записки из подполья", "Бесы" ну и конечно Братья Карамазовы, по которому они сняли сериал.
А вот понимают ли японцы Достоевского, его христианские идеи?
Я думаю, что нет.
Но японцы всегда были образованным народом, и понять "русскую идею" видно для них дело чести!