Найти в Дзене
Посмотрим

Стихотворение Давида Самойлова "Брейгель": какую именно картину оно описывает

Спойлер: поэт Самойлов соврал

Есть у Давида Самойлова стихи про картину, где с первых строк понятно, о чём речь:

Стояли они у картины:
Саврасов. «Грачи прилетели».
Там было простое, родное.
Никак уходить не хотели
...

Совсем иное дело - его стихотворение, известное под названием "Брейгель (Картина)". Вот оно полностью:

Мария была курчава.
Толстые губы припухли.
Она дитя качала,
Помешивая угли.
Потрескавшейся, смуглой
Рукой в ночное время
Помешивала угли.
Так было в Вифлееме.
Шли пастухи от стада,
Между собой говорили:
– Зайти, узнать бы надо,
Что там в доме Марии?
Вошли. В дыре для дыма
Одна звезда горела.
Мария была нелюдима.
Сидела, ребенка грела.
И старший воскликнул: – Мальчик! –
И благословил ее сына.
И, помолившись, младший
Дал ей хлеба и сыра.
И поднял третий старец
Родившееся чадо.
И пел, что новый агнец
Явился среди стада.
Да минет его голод,
Не минет его достаток.
Пусть век его будет долог,
А час скончания краток.
И желтыми угольками
Глядели на них бараны,
Как двигали кадыками
И бороды задирали.
И, сотворив заклинанье,
Сказали: – Откроем вены
Баранам, свершим закланье,
Да будут благословенны!
Сказала хрипло: – Баранов
Зовут Шошуа и Мадох.
И богу я не отдам их,
А также ягнят и маток.
– Как знаешь, – они отвечали,
Гляди, не накликай печали!..–
Шли, головами качали
И пожимали плечами.


Во-первых, в самом стихотворении Брейгель не упоминается. Во-вторых, какой именно Брейгель? Их ведь целая династия. Можно предположить, что, коль имя Брейгеля не уточняется, речь идёт о самом важном и главному - Питере Брейгеле Старшем. Снова проблема: Самойлов явно описывает сцену поклонения пастухов новорожденному Иисусу, а среди дошедших до наших дней картин Брейгеля имеются только те, на которых изображена сцена поклонения волхвов.

Есть у Питера Брейгеля Старшего картина, на которой у Марии очевидно пухлые губы! Но всё остальное мимо: волос не видно (а в стихах акцент на их курчавости), пастухов с барашками - тоже...

Дело в том, что настоящее название этого стихотворения - "Отрывок", а название "Брейгель" Давид Самойлов придумал для того, чтобы обойти цензуру: без Брейгеля в названии это стихотворение - не имеющее шансов на публикацию в начале 1970-х философско-религиозное размышление, а с Брейгелем - невинная зарисовка по мотивам какой-то там картины.

"Посылаю стихотворение "Брейгель", которое на самом деле называется "Отрывок" и к Брейгелю не имеет никакого отношения — это название для цензуры - может, пройдет в книге", - писал Давид Самойлов в письме писателю Николаю Дубову. А Дубов ему отвечал: "Молю Бога, чтобы редактор знал Брейгеля лишь понаслышке, т.к. Ваш "Отрывок" не только не имеет к нему отношения, но и противоположен его картине".