Прогресса не существует; прогресс существует; оба утверждения верны. Что такое прогрессивная и консервативная политика с либертарной точки зрения.
Есть много идеологических элементов, которые до сих пор проявляют себя там и тут в спорах об освобождении. Один из них — риторика «прогресса».
Слова «прогрессивный», «прогресс», «регресс», «реакция», «реакционный» встречаются слишком часто на наш вкус даже в самых радикальных текстах.
Прогресс — это образ линейного и общего развития человечества, идущего к совершенному состоянию и совершенному благу. Идея прогресса — часть идеологии гуманизма, которая со временем была присвоена подрывными идеями 19 века, и внесла в них огромное количество путаницы.
Проблема идеи прогресса в том, что в действительности не существует единого, целостного процесса развития человеческого общества. Вместо этого, есть множество параллельно проходящих процессов, каждый из которых имеет свою «цель». Одни из этих процессов гаснут, другие набирают силу, третьи ни то ни сё, причем прогресс в чем-то одном часто происходит за счёт регресса в чем-то другом. Даже на макро-уровне, невозможно выделить и обобщить какой-то общий «прогресс», не встав сперва на конкретную идеологическую позицию.
Представление о «прогрессе» подразумевает, что мы знаем конечную цель хотя бы некоторых из этих процессов и знаем конечную цель «человечества». Это ещё одна часть идеологии гуманизма: конечно, ни «человечества в целом», в таком виде что оно могло бы поставить себе единую цель, ни этой самой общей цели не существует.
Разные процессы в обществе будут вызывать разную моральную оценку разных частей этого общества на разных стадиях его истории. Прогресс одних процессов в современном обществе может вызывать у людей одобрение, а прогресс других, сопряжённых с первыми процессами, — осуждение. Развитие техники может повлечь регресс социальных отношений. Рост знаний человечества «вообще», вдруг окажется сопряжен с ростом невежества в обществе: владельцами этих знаний окажется относительно небольшой процент населения. Падение уровня жизни большинства может быть плотно связано с развитием технологий и увеличением возможностей человечества в целом.
Но именно благодаря предположению, что конечное благо известно, или по крайней мере существует независимо от нас, а человечество едино в своём стремлении к нему, знает ли оно об этом или нет, идея прогресса так популярна среди людей с наивным мышлением. Конечно, у них «прогресс» всегда оказывается приближением положения дел к их личной желанной цели — или цели их группы. Отсюда такие выверты сознания, как «нарушение прогресса». Моральная категория с ярлыком «прогресс» вступает в противоречие с реальным прогрессом в некоторых процессах, и так получается, что прогресс — это не «прогресс».
Недалеко от идеи «прогресса» ушла идея «упадка», постепенной порчи мира, потери и разложения всего что ценно. Это всего лишь оборотная сторона представлений о «прогрессе», их структурная копия с другим знаком.
Исторически, идея «прогресса» это производное от идеи «цивилизации», в какой-то момент центрального звена идеологии гуманизма. «Цивилизация» всегда «прогрессирует», а «прогресс» всегда относится к «цивилизации». Идея «цивилизации», в свою очередь, служила тому чтобы связывать факт технического развития, дисциплинарные практики и представление о благе под одной оболочкой. Технически развитые централизованные государства проводили военную (и полицейскую) экспансию, опираясь на идеологему цивилизации.
Не существует прогресса; есть множество прогрессов, которые происходят одновременно со множеством регрессов. Говоря о прогрессе, следует указывать точно, о прогрессе какого конкретного процесса идет речь.
Наш канал в Телеграм: AnarchyPlus
#swarm_info