Если кому-то, как и мне, довелось посмотреть в детстве новозеландский сериал "Легенда о Вильгельме Телле", то я почти уверен, что вы помните музыку из него. Эпическая вступительная тема берёт за душу и сразу погружает в далёкий мир волшебства и фантазии, в таинственное королевство Кейл, где и разворачивается действие.
Да, тут надо упомянуть, что, несмотря на название, сериал вовсе не про Вильгельма Телля из швейцарских историй. Борьба со злым правителем и то, что Вильгельм - меткий лучник, - почти единственные общие черты между здешним протагонистом и его швейцарским оригиналом.
Действие начинается с жестокого захвата власти в королевстве Кейл. Королевская семья низвергнута отрядами Ксакса, ученика злого волшебника Крила (он не просто волшебник, но это будет раскрываться позже по ходу сюжета), который использует зловещее Око Шайтана. Ксакс объявляет себя лордом-хранителем Кейла.
Противостоять ему придётся Вильгельму Теллю, в компанию которого попадает принцесса Вара, а за ней и другие участники небольшого отряда. Помогать им и вдохновлять в качестве "мудрого наставника" будет говорящая загадками белая волшебница Кэйлем.
Каждая серия представляет собой очередной эпизод борьбы Телля и Ксакса (обычно, они скорее конкурируют, чем сталкиваются впрямую); видимо, из-за того, что сериал снят давно и в Новой Зеландии, никаких "арок сюжета" в современном смысле там нет. Лишь три последние серии обнаруживают сюжетное единство. Однако развитие персонажей, хотя и несколько неровное, всё же наличествует. У меня, впрочем, сложилось впечатление, что при написании сюжета авторы до последней серии надеялись, что им дадут ещё минимум один, а то и два сезона.
Но нет, а жаль.
И трудно даже объяснить, почему жаль. На первый взгляд, недостатки сериала очевидны. Декорации дешёвые, типажи главных героев и злодеев ходульные (Смелый Герой, Храбрый Воин, Мудрый Чародей и Принцесса, а ещё Волшебный Наставник). Цель несколько избита - поиски волшебного артефакта. Отсутствие сценарного единства прямо-таки бросается в глаза - серии не только мало связаны повествовательно, они ещё и сильно различаются по настроению. Первая серия весьма мрачна и жестока, несмотря на карикатурную фигуру короля. Эпизод с появлением зловещего исчадия ада Мемлока построен вообще по законам хоррора. Другие серии зачастую выглядят скорее сказками, приключениями, цель которых в том, чтобы научить чему-то главных героев. Из-за этого образ Кейла как королевства не складывается - пожалуй, разве что, он напоминает край сказок братьев Гримм, волшебных, но жестоких.
Но главная проблема в том, что в сюжет зачастую очень трудно поверить. Почти в каждой серии нас ожидают самые невероятные побеги и самые невероятные способы разойтись миром. У меня впечатление, что темница Ксакса - это просто проходной двор. И приготовьтесь к "синдрому штурмовика" во всей красе.
Но!
Но дело в том, что я люблю этот сериал. Герои выглядят как клише и действуют часто как клише, но они - не клише. У них своя голова на плечах, свои страхи, свои мысли. Это особенно видно на примере злодеев; повторяющаяся фраза Крила "Терпение, милорд", которую он говорит Ксаксу обычно в самое неподходящее время, запомнится вам надолго. Они вообще образуют отличную пару характеров: Крил, погружённый в зловещие планы настолько, что с трудом смотрит по сторонам, и Ксакс - грубый солдафон, вознесённый на вершины и теперь предпочитающий гулянки - и искренне не понимающий, почему его не любят. Ксакс к тому же уникален среди злодеев на телеэкране тем, что его не боятся стильно наряжать в белое и золотое. Но это я отвлёкся. Обратите внимание на их отношения: как Ксакс будет вести переговоры с алхимиком с юга - и как он однажды спросит Крила, почему не помнит своих родителей (минутка для ужасных подозрений).
Взаимоотношения добрых героев не так искрятся, но тоже заметно, что каждый из них преследует свои цели - принцесса Вара хочет прежде всего помочь своим подданным, Телль - найти стрелу и всех покарать, а Кейлем - провести отряд по духовным ступеням, возвысить их до уровня, достойного для владения стрелой. Местами из-за этого она позволяет себе весьма жесткие штуки с Вильгельмом. Впрочем, по сравнению с тем, что он сделает с ней... но не буду спойлерить.
В целом, я бы сказал, что в сериале присутствует много от буффонады - одежды яркие, колдовские кристаллические мечи прекрасно светятся изнутри, а главные герои больше путешествуют по разным местам в поисках приключений - пейзажи Новой Зеландии им в помощь, - чем реально борются за власть. Актёры местами переигрывают и почти всегда очень театральны (что иронично, потому что в основном составе есть именно театральные актёры), и моё сердце раздваивается - я не могу смотреть это как настоящий фэнтези-сериал, но я смотрю это как нечто вроде экранизации театральной постановки по фэнтези или сказке. И в таком ключе мне, пожалуй, очень нравится.