Найти в Дзене
Гайнуллина Миляуша

Сказки о животных. Происхождение. Сюжеты, герои, поэтика сказочного животного эпоса.

Происхождение. Поэзия не довольствовалась изображением судеб, деяний и мыслей людей: она захотела также овладеть и скрытой жизнью животных. Животные двигаются, кричат на разные голоса, по-разному переживают боль, страсти. По Гримму, человек невольно перенес на животных свои свойства. Наивная первобытная фантазия стерла границы, отделяющие мир людей от мира животных. Человек не делал различия между собою и животными. Анимистические воззрения первобытных людей, по мнению Гримма, и создали возможность появления животного эпоса. Детское, наивное отношение к живой природе стало основой воззрений человека на живой мир: зверь разумен, владеет речью. Сказки о животных действительно восприняли формы вымысла из представлений и понятий первобытных людей, приписавших животным способность думать, говорить и разумно действовать. Гримм был неправ, когда характеризовал социальную природу этих мифических воззрений. Вера в разумные поступки зверей не была плодом созерцания. Представления людей, приписав

Происхождение. Поэзия не довольствовалась изображением судеб, деяний и мыслей людей: она захотела также овладеть и скрытой жизнью животных. Животные двигаются, кричат на разные голоса, по-разному переживают боль, страсти. По Гримму, человек невольно перенес на животных свои свойства. Наивная первобытная фантазия стерла границы, отделяющие мир людей от мира животных. Человек не делал различия между собою и животными. Анимистические воззрения первобытных людей, по мнению Гримма, и создали возможность появления животного эпоса.

Детское, наивное отношение к живой природе стало основой воззрений человека на живой мир: зверь разумен, владеет речью. Сказки о животных действительно восприняли формы вымысла из представлений и понятий первобытных людей, приписавших животным способность думать, говорить и разумно действовать. Гримм был неправ, когда характеризовал социальную природу этих мифических воззрений. Вера в разумные поступки зверей не была плодом созерцания. Представления людей, приписавших зверю человеческие мысли и разумные поступки, возникли в жизненно важной борьбе за овладение силами природы.

Зверь издали чуял охотника и спешил скрыться. Естественный отбор и борьба за существование породили в мире животных ту целесообразность и естественную разумность, которая поражала первобытного охотника.

В сказках о животных человек :

1) играет второстепенную роль (старик из сказки "Лиса крадёт рыбу из воза");

2) занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки "Старая хлеб-соль забывается").

Поэтика:

- специфический состав действующих лиц (сказочные образы - традиционные типы: лиса - хитрая, волк - глупый):

- антропоморфизм (перенесение присущих человеку психических свойств и качеств характера на животных);

- конфликты отражают реальные жизненные отношения людей;

- облегчённая композиция;

- суженный набор изобразительно-выразительных средств;

- широкое использование диалогов;

- обилие глаголов;

- малоэпизодность, быстродействие;

- введение малых фольклорных форм.