Задача жанра: вызвать восхищение добрым героем и осудить злодея, выразить уверенность в торжестве добра.
По типу конфликта волшебные сказки бывают:
- героические: герой борется с волшебной силой;
- социально -классовые: герой борется с барином, с царём;
- семейные (педагогические) : конфликт происходит в семье или сказка носит нравоучительный характер.
Герои делятся на : заступников, злодеев, страдальцев, помощников.
Общие особенности волшебных сказок:
- наличие очевидной фантастики, волшебства, чуда (волшебные персонажи и предметы);
- столкновение с волшебными силами;
- осложнённая композиция;
- расширенный набор изобразительно-выразительных средств;
- описание доминирует над диалогом;
- многоэпизодность (сказка охватывает достаточно продолжительный период жизни героя).
«Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди»
Происхождение. Волшебная сказка возникла в результате поэтического переосмысления древнейших рассказов, преследовавших утилитарно-бытовые цели. Эти рассказы были осложнены обрядово-магическими и мифологическими понятиями и представлениями. Предсказочное баснословие судило и рядило в самых разнообразных явлениях быта, настаивало на соблюдении житейских правил и порядков. Предшественником волшебной сказки был рассказ, который учил соблюдать разные бытовые запреты, так называемые табу. По мнению первобытного человека он везде сталкивается с враждебной себе живой сознательной силой насылающий неудачу. Люди стремились уйти из-под власти таинственной силы, обставив жизнь запретами. Нарушение которых вело к опасным последствиям. Вольный или невольный нарушитель запретов мог избежать беды, благодаря охранным действиям.(оберегов, охранительной магии) на основе этого можно судить, что мифологический рассказ прообраз поздней волшебной сказки, пронизывала наставительная мысль.
Дальнейшее развитие сказочного вымысла произошло под всерешающим воздействием художественных начал, превративших сказку в явление эстетического порядка.
Поэтика волшебной сказки: сказочный хронотоп, система образов, типы героев.
В современной фольклористике подчеркивается, что сказочный хронотоп несет влияние следующего положения «дорога — посредник фольклорного пространства, связывающий внутренний мир-дом с внешним миром и дома друг с другом». Это безусловно верно, но значение дороги в волшебной сказке не исчерпывается ролью посредника фольклорного пространства. Весьма важным является ее конкретное изображение, и тут оказывается, что собственно дорога представлена в сказке в самых разных формах: это и различного рода тропочки и тропиночки, проталинки, и большие широкие дороги, и дороги, по которым катится волшебный клубочек; дороги в лесу, поле, в горах, даже в озере и море-океане. При всем разнообразии форм, в которых изображается в сказке дорога, в них достаточно легко обнаруживаются некие общие черты. Из этих общих черт и слагается образ дороги в узком смысле слова.
Первое, что необходимо отметить, — это то, что в волшебной сказке присутствует не просто дорога, но путь-дорога. «Путь-дорога служит обычно завязкой действия в сказках (причем в сказках существенна именно дальняя дорога)».Естественно, что путь-дорога служит не только завязкой, но является постоянным компонентом художественной структуры на протяжении всего сказочного действия. Различие «дороги» и «пути-дороги» очень важно, ибо оно глубоко содержательно. Ю. М. Лотман так определяет это различие: «“Дорога” — некоторый тип художественного пространства, “путь” — движение литературного персонажа в этом пространстве. “Путь” есть реализация (полная или неполная) или не-реализация “дороги”».
Для сказочного хронотопа характерно и деление на «свой» и «чужой» мир.
Новиков приводит классификацию персонажей по функциям:
-вредитель; -даритель; -помощник;- соперник; -жених ; -героиня.
В волшебных сказках особые персонажи. Зло представлено в них фантастическими, отвратительными чудовищами. Это прежде всего Кощей Бессмертный - страшный, сильный старичище, Змей Горыныч, Баба Яга - "костяная нога, сама на ступе, нос в потолок, одна нога в правый угол, а другая - в левый". Часто в сказках Баба Яга похищает детей("Гуси-лебеди").Это может быть и "мужичок с ноготок - борода с локоток" и др. Чудовища несут гибель людям и царствам. Они необыкновенно сильны и агрессивны. Но злое начало воплощают в себе и человеческие персонажи: ненавидящая детей мужа мачеха, старшие братья героя и т. д.
Со всеми злыми, страшными персонажами ведут борьбу не на жизнь, а на смерть главные герои волшебных сказок - Иван-царевич, Иванушка-дурачок и др. Их отличают скромность, трудолюбие, верность, доброта, готовность прийти на помощь, бескорыстие.
Герой волшебной сказки – мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все препятствия на своем пути, одерживает победы, завоевывает свое счастье. И если в начале сказки он может выступать как Иван-дурак, Емеля-дурак, то в конце обязательно превращается в красавца и молодца Ивана-царевича. На это обратил в свое время внимание А.М. Горький: «Герой фольклора – «дурак», презираемый даже отцом и братьями, всегда оказывается умнее их, всегда победитель всех житейских невзгод».
Положительному герою всегда помогают другие сказочные персонажи. Так, в сказке «Три царства» герой выбирается на белый свет с помощью чудесной птицы. В других сказках героям помогают и Сивка-Бурка, и Серый волк, и Елена Прекрасная. Даже такие персонажи, как Морозко и Баба Яга, помогают героям за их трудолюбие, воспитанность. Во всем этом выражены народные представления о человеческой морали и нравственности.