Ситуация нашей читательницы:
«Наш малыш в 1,6 заболел, хватанул сильный вирус. Мы перепробовали всё, что знали и не знали, чтобы давать ему 9 раз в день сиропы. Всё без толку. Стали подмешивать в еду. Результат: ребёнок перестал есть. ГВ тогда ещё не до конца свернули, только на ночь оставалось. Пришлось развернуть обратно.
Попали в больницу, так как лекарство то так и не получилось давать, да ещё 9 раз в день. В больнице ребёнок вообще с груди не снимался. Я сообщила врачам, что он не ест. Мне сказали проявить терпение — ждать, не заставлять есть и просто демонстрировать пример аппетита.
За пол года ребёнок начал есть: банан, творожок, йогурт, яблоко, огурец, хлеб, все виды печенек и макароны. Больше ничего. Вчера очень хотел попробовать у мужа пиццу, но преодолеть свой страх не мог, плакал, смотрел на неё жалобно, но в руки не взял, рот тоже не открыл. Бывает, что-то хочет попробовать, смотрит, и видно как не решается.
Может быть что-то посоветуете?»
Советует Анна Федосова — психолог, Монтессори-педагог, консультант по развитию и воспитанию детей до 3 лет.
Тут действительно индивидуальная ситуация, требующая индивидуализированного решения. Вполне возможно, что максимальный эффект даст работа с психологом или психотерапевтом и мамы, и ребёнка. Если вы можете найти квалифицированного специалиста, работающего с таким ранним возрастом — в нашей стране это пока, увы, экзотика.
Маленькие дети очень завязаны на родителей психологически, и часто изменения у мамы быстро и ощутимо сказываются на ребёнке. В большинстве случаев эффективная поддержка мамы, которая не в ресурсе, выводящая маму в ресурсное состояние, творит чудеса. Ничего не меняется, казалось бы, но меняется всё.
Почему ГВ не помогает
Из вопроса я не поняла, сохраняется ли ещё ГВ. Кажется, да. Если так, то для вас думаю актуальна идея того, что важно освоить иные способы поддержки. Даже для ребёнка в 1,6 года грудь в качестве средства защиты и способа справиться со стрессом — это очень инфантильный путь. Вероятно, ребёнку нужно пройти путь к другим защитам, более взрослым. Они, возможно, будут выглядеть более пугающе.
Двухлетний ребёнок, приникающий груди, выглядит почти для любого взрослого мило и успокаивающе. Эта картина тревожна разве что в глазах специалистов, которые видят в ней несообразность возможностям возраста ребёнка. Для мамы это легко становится способом успокоиться в стрессе, может быть, даже больше, чем самому ребёнку. А вот ребёнок, который обнимает и раскачивается, например, или ребёнок, который цепляется за маму, кричит, едва мама отходит от него, или отвергающий еду ребёнок выглядит совсем не так естественно. Напротив, это пугает и вполне справедливо считывается как непорядок, как беда.
Удивительно, что в вашем списке освоенных продуктов большинство таких, что содержат быстрые углеводы. Сласти, по идее, больше другой еды напоминают о злополучных сиропах. А тут отторжение, похоже, не по принципу «чем больше похоже на лекарство, тем сильнее отвергаю», а по принципу «чем более значимо как здоровая и полезная еда в глазах мамы, тем больше отвергаю».
Найджел Латта описывает в книге «Прежде, чем ваш ребёнок сведёт вас с ума», как вовлечение в готовку девочки, близкой к анорексии, помогло нормализовать её отношения с едой. Там девочка была уже довольно взрослая, но и вашего малыша можно к очень многому привлечь. Вполне возможно, что он заинтересуется готовкой (если вы не станете принуждать есть результат). Вероятно, что захочет покормить вас (или вы попросите). Ну и ешьте.
Важность эмоций мамы
Вам нужно (самим или с чьей-то помощью) осознать все свои страхи, мотивы, состояния, и найти точку покоя. Про попытку попробовать пиццу вы вот пишете: «преодолеть свой страх не мог, плакал, смотрел на неё жалобно, но в руки не взял, рот тоже не открыл». Жалобно смотрел на неё и на вас, наблюдая за вашей реакцией? В руки не взял — сам, или кто-то подождал немного, и попытался всучить пицу? Рот тоже не открыл — в ответ на что? Если он побоялся брать пиццу, так рот ни при чём. Или кто-то в итоге пихал в него пиццу, на что ребёнок в ответ только замуровал рот?
И надо понимать, что в силу значимости родителей для малыша, все их страхи и переживания мощно влияют на действия ребёнка, поэтому даже тонкие ухищрения родителей, их мимика, их внимание воспринимаются ребёнком как давление. Сдаётся мне, что пока малыш зарился на пиццу, вся семья затаила дыхание так громко, что птицы за окном замертво падали.
У вас очень веские причины так сильно бояться. Мне, как маме, этот ужас очень понятен. Но для ребёнка ваш страх — немыслимая ноша. Когда боятся и сомневаются люди, на которых мне нужно полагаться, потому что я сам ещё не могу обеспечить себя необходимым физически и психологически, это парализует ужасом. Это как если бы вы шли по канату, один конец которого кто-то держал для вас, чтобы канат был натянут. И вот вы бы увидели, как он бросает свой конец каната. Это конец света, какая уж тут еда.
Скорее всего, я не упомянула и крошечной доли того, что требует прояснения, осознания и проживания (особенно взрослыми участниками), чтобы ситуация пришла в норму. Так что лучше действительно очно, а не заочно выяснять, как всё происходит в вашем случае. А главное, тут мало обезличенного понимания.
В рамках обсуждения поста в соцсети я и не могу ничего другого, кроме самого очевидного, написать: «Вот, смотрите, почему бояться и волноваться вредно. А вот вы не бойтесь и лучитесь спокойствием». Но для реальных изменений справки от Капитана Очевидность обычно не достаточно. Это очень большая работа.
Не только ребёнок строит свою личность. Делает это и взрослый. Мы научаемся преодолевать новые сложности, мы обретаем новые ресурсы и качества, делаем работающими для себя какие-то точки зрения на происходящее. Хороший совет может в этом помочь, но только если вы нарастите его собственными размышлениями и успешным опытом использования новых качеств личности и пониманий.
Ещё статьи на тему еды детей:
Ребёнок плохо ест: что может помочь
Что делать, если ребёнок мало ест, не хочет есть сам, балуется во время еды или убегает из-за стола
Если ребёнок отказывается есть после болезни, не стоит искать действенные педагогические приёмы
Как ребёнка в 2 года накормить хоть чем-то кроме хлеба и кефира