В образе большинства россиян - Печенеги это такие одетые в шкуры азиатские всадники, которые пришли на Русь пограбить и заниматься другими нехорошими вещами.
Правда зачем печенегам надо было идти на Русь за три-девять земель, когда они жили в Средней Азии и там пограбить можно было намного побольше и намного ближе?
Поэтому не учитывается тот факт, что печенежский союз в Средней Азии располагался по центру Великого Шелкового пути - на среднем течении реки Сыр-Дарья.
Эта территория вплотную примыкала к «северному» участку шёлковой трассы. На восток от печенежских земель дорога вела в города Согда, далее, пересекая ставку тюркских каганов, выходила к границам Китая. На западе же она достигала Северного Каспия и сквозь Закавказье или Крым устремлялась к Византии - монография М.Киселевой ПЕЧЕНЕЖСКИЙ ФАКТОР В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ НА ВЕЛИКОМ ШЕЛКОВОМ ПУТИ (VIII - 70-Е ГГ. IX В. )
Таким образом печенеги получали очень хорошие доходы с пошлинных сборов.
Основным товаром конечно был китайский шелк. Но кроме него по Шелковому пути везли ковры, меха, стекло, пряности, скот и многое другое.
Кроме сбора пошлины за проход через территории печенеги также занимались сопровождением караванов.
Именно это сопровождение караванов и позволило печенегам разведать пути во все стороны света. Точно также как и арабы, которые под зеленым знаменем ислама вместо обычного сопровождения караванов завоевали другие страны, взяв караванные пути под свой контроль.
Также и печенеги, являвшиеся ассимилированными тюрками иранцами Северного Приаралья, когда огузы начали давить на них пошли изведанными путями в Поволжье. В 882 году они вышли к Крыму, который стал западной границей их территории.
Но основной причиной их прихода в Поволжье был Великий Шелковый путь, который в 9 веке был под контролем иудейских купцов Хазарского каганата.
Печенеги с давних пор имели тесные деловые отношения с хазарскими купцами и обеспечивали проводку их караванов. Поэтому, когда огузы выдавили их из Средней Азии (а может и не из-за этого) печенеги по приглашению хазар пришли в Поволжье. Здесь они продолжили заниматься своим привычным ремеслом - охраной торговых караванов.