Найти в Дзене

Почему все сестры Сулеймана ставили на Мустафу

Как мы видим, шехзаде Мустафу поддерживали не только его мать Махидевран-султан и, при жизни, великий визирь Ибрагим-паша Паргалы. На стороне Мустафы оказались и сестры султана Сулеймана – его родные тетки Хатидже, Шах-султан, Фатьма. Единственное, что Бейхан старалась держаться в сторонке от дворцовых интриг.

Чем объяснялась такая поддержка именно Мустафы как будущего наследника османского престола? Ведь и Мехмед, и Селим, и Баязид также доводились им родными племянниками и разницы между ними и Мустафой теоретически не было. Но именно, что теоретически…

В действительности Мустафа пользовался однозначной поддержкой своих тетушек сразу по нескольким причинам.

-2

Во-первых, это, безусловно, то, что все остальные шехзаде были детьми Хюррем-султан. Ее, в свою очередь, ненавидели практически все сестры султана Сулеймана. Как бы Хатидже и другие тетки не распинались в своей любви к Михримах и племянникам – сыновьям Хюррем, к Мустафе они относились по-особому.

Во-вторых, для Хатидже Мустафа был дорог как любимый шехзаде ее покойного мужа Ибрагима-паши. И сам наследник очень тепло относился к великому визирю при его жизни, чего не скажешь о детях Хюррем.

В-третьих, в случае восхождения на престол кого-либо из детей Хюррем последняя получала статус валиде и колоссальную власть. Неизбежно на посту великого визиря оставался бы кто-то из людей Хюррем, скорее всего – Рустем-паша. Как валиде Хюррем максимально бы ограничила влияние сестер султана Сулеймана. Учитывая характер Хюррем, оттеснить ее от власти было бы уже невозможно.

-3

Если же на престол взошел бы Мустафа, то с более податливой Махидевран, не вмешивавшейся в политику, в роли валиде было бы куда проще. Учитывая, что Ибрагима-паши уже не было на свете, то на пост великого визиря свою креатуру протолкнула бы Шах-султан. Учитывая, что Хатидже без Ибрагима ничего не представляла, а Махидевран была откровенно слаба в политике, именно Шах-султан приобрела бы особое влияние на внутреннюю политику.

Если бы Мустафа занял трон султана Османской империи, то заинтересованные султанские сестры получили бы то, что хотели: Хюррем неизбежно была бы казнена, тем самым Хатидже получила бы радость мести за Ибрагима, а Шах-султан – политическое влияние.