Если вы настоящий киноман или просто любитель хорошего кино с захватывающим сюжетом и красивыми спецэффектами, то эта статья для вас.
«Из всех искусств, для нас важнейшим является кино», – известная цитата, давно ушедшая в народ, которую приписывают ни то Ленину, ни то первому наркому просвещения Луначарскому. Так-то оно может и так, да только справедливо это изречение в большей степени для века прошлого, когда кинематограф был в новинку, и с помощью его можно было просвещать безграмотные слои населения и вести государственную пропаганду.
Скорее важнейшим из искусств следовало бы называть архитектуру, потому как важнейшее обязано быть важнейшим – всегда, вне времени.
Оно должно не просто изредка появляться в человеческой жизни, оно должно формировать среду, в которой течёт жизнь. Однако кино вобрало в себя множество искусств, в том числе архитектуру, и если посмотреть с этой точки зрения, то да, синематограф можно считать важнейшим искусством.
Читайте статью: «Радикальность ко мне пришла из моих корней»
Архитектура – синтез искусств. Живопись, графика, скульптура, инженерия сплетаются в единое органичное образование в архитектуре и создают целостность композиционного замысла. В зависимости от поставленной задачи тот или иной вид искусства может доминировать в архитектуре или же наоборот может быть использован в деталях.
Кино – синтез всех искусств. В кинематографе встретилось ещё больше художеств, ко всем статичным (архитектура, скульптура, живопись) добавилась ещё и музыка, театральное действие (драма, сюжет), а также спецэффекты и компьютерная графика. Есть кинофильмы, в которых архитектура или музыка сыграли очень заметную роль.
1. Фильм «Начало»
С основным сюжетом в этой картине переплетается любовная линия, которая омрачена смертью супруги главного героя, здесь архитектура как нельзя лучше повествует, какими были отношения главных героев. Только взгляните на этот милый домик, стоящий среди бездушных бетонных коробок и вам станет ясно насколько тёплыми и чистыми были эти отношения.
Чтобы тем, кто не смотрел этот фильм, захотелось его увидеть, а тем, кто уже видел, пересмотреть, приведу ещё несколько скриншотов, на которых видно как архитектура подсказывает, в реальном мире находятся герои или же витают во снах.
2. Фильм «Бегущий по лезвию»
Этот культовый фильм вышел в прокат в 1982 году, но действия разворачиваются в 2019 году. Как тогда представляли наше настоящее? Именно с помощью фантастической архитектуры можно себе представить будущее, новую реальность, которую способен сотворить человек.
Ключевое здание в этом фильме являет собой пирамиду. Пирамиды во все временами были символами власти, могущества и богатства. По замыслу авторов в будущем властителями мирами сего будут технологические компании (привет Google, SpaceX и другим обитателям кремниевой долины) создающие биороботов.
И штаб квартирой для одной из таких компаний в кинокартине служит огромное здание в форме пирамиды.
Генетический инженер, трудящийся на огромную корпорацию, живёт в старом неухоженном доме, в котором протекает крыша и выбиты окна, кажется, что кроме него во всём этом доме никого и нет. Интересная деталь – главный вход в это здание оформлен спиральными колоннами, как бы намекающими на область деятельность героя.
Кстати главный герой Рик Декард (Харрисон Форд) живёт в доме, спроектированном знаменитым архитектором Фрэнком Ллойдом Райтом в 1924 году.
«Дом Эннисов» находится в Лос-Анджелесе и уже стал настоящей звездой Голливуда, снявшейся не только в «Бегущем по лезвию» , но и в таком культовом сериале как «Твин Пикс», а так же в клипе у Рики Мартина, и — среди последних — сериале «Игра Престолов», где он сыграл роль резиденции Дейнерис в Миэрине.
3. Фильм «Паразиты»
Свежая кинокартина 2019 года, собравшая множество наград, включая Оскары. Фильм показывает изнанку социального неравенства в современном обществе. Архитектура, как нельзя лучше, иллюстрирует самый низ социального положения и его верх.
Семья бедняков Кимов живёт в полуподвальном помещении в неблагополучном районе города, и их жилье нередко затапливает, а по соседству роятся крысы. Богатая семья Паков напротив проживает за городом в роскошном особняке, построенном в современном стиле.
В этой картине, несмотря на то, что большинство действий происходит в одном месте, архитектура помогает подчеркнуть разницу между двумя семьями.
Обратите внимание на обилие в кадре лестниц, перегородок и других вертикальных и горизонтальных линий, разделяющих героев.
Эти же перепады высот и перетекающие пространства придают динамики сюжетной линии. Кимам всё время приходится где-то прятаться, красться, как паразитам.
4. Фильм «Шоу Трумана»
«На случай если сегодня больше не свидимся: доброго дня, доброго вечера и доброй ночи». Эту фразу произносит главный герой, которого сыграл Джим Керри в этом популярном фильме, вышедшем в 1998 году. Идеальный мир под куполом с сотней телекамер, транслирующих жизнь Трумана 24 на 7 на протяжении всей его жизни, жизни полностью придуманной сценаристами шоу. А в идеальном мире должно быть идеально всё и архитектура в том числе. Местом для съёмок послужил реально существующий прибрежный городок Сисайд, штат Флорида.
Это место появилось на волне течения нового урбанизма, утопии, которая предполагала отказ от пригородного стиля жизни, новые города должны были стать самодостаточными, в них было всё, что нужно человеку.
5. Советская классика 60ых – 80ых годов
«Я шагаю по Москве», «Москва слезам не верит», «Иван Васильевич меняет профессию», «Ирония судьбы или с лёгким паром», «Покровские ворота», «Служебный роман», «Курьер»
Архитектура в советском кино чаще призвана прославлять и приукрашать социалистический строй, однако, например, в «Иронии судьбы…» новые районы двух столиц сыграли с главным героем злую (добрую) шутку, а мультфильм с которого начинается кинокартина в умеренной степени иронизирует на счёт архитектуры нового времени.
Знаменитая фраза Иван Васильевича: «Красота-то какая, лепота!»
Сказана им на балконе новой высотки на Новом Арбате, а сколько красоты пришлось снести, чтобы его проложить, так что это изречение тоже могло быть иронией.
В фильме «Покровские ворота» главный герой с грустью и тоской вспоминает об архитектуре старой Москвы, пусть она была коммунальной, но живой, в ней вся молодость прошла.
Конторские здания в «Служебном романе», новые жилые районы в картине «Курьер», бульварное кольцо в «Москва слезам не верит», метрополитен в «Я шагаю по Москве» все эти фильмы объединяет одно — величественная архитектура Москвы.
В следующий раз за просмотром кинофильма попробуйте обратить внимание на то, в каких интерьерах или экстерьерах находится главный герой, как архитектура в кадре влияет на динамичность или статичность событий в фильме, и просто смотрите как можно больше хороших и красивых фильмов.
Стоп, снято!
Оригинал статьи: Архитектура в кинематографе