Найти тему
KIBERone OFFICIAL

Навыки будущего — чему нужно учиться в XXI веке

Какими же навыками должен обладать человек, чтобы быть успешным и востребованным в будущем? На эту тему в последнее время выходит много исследований.

Мы выделили основные навыки XXI века — те, которые важны уже сейчас и будут актуальными в будущем.

Hard skills — «жесткие» навыки

Специализированные компетенции, которые формируются в процессе обучения и позволяют выполнять конкретные профессиональные задачи.

Soft skills — «гибкие» навыки

Надпрофессиональные компетенции и универсальные знания, востребованные в любой сфере деятельности человека — и профессиональной, и социальной.

Именно «гибкие» навыки, как выяснили ученые из Гарварда, Стэнфорда и Фонда Карнеги, составляют 85% профессионального успеха человека, тогда как «жесткие» — всего 15%.

  • стратегическое мышление — способность мыслить и принимать решения, видеть ситуацию на несколько шагов вперед и моделировать ее развитие для достижения цели;
  • системное мышление — способность целостно воспринимать явления и предметы, устанавливать связи между ними, выявлять существующие закономерности и прогнозировать их развитие;
  • критическое мышление — способность взвешенно потреблять информацию, анализировать и проверять ее на достоверность, делать выводы, формировать собственное мнение и на основе проведенного анализа принимать решения;
  • креативное мышление — способность действовать в ситуациях новизны и неопределенности, умение создавать что-то новое, отклоняясь от шаблонов и общепринятых схем;
  • экологическое мышление — способность воспринимать свою деятельность в контексте всей экосистемы, осознанно относиться к происходящим событиям без вреда для себя и окружающих, экономно потреблять ресурсы;
  • цифровая грамотность — знания и умения, которые необходимы для эффективного и безопасного использования цифровых ресурсов и ресурсов сети Интернет (навыки цифрового потребления, цифровые компетенции и цифровая безопасность);
  • эмоциональная грамотность — способность разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни, понимать собственные эмоции и управлять ими, справляться со стрессом, а также распознавать и понимать эмоции и чувства других людей;
  • коммуникация — способность к установлению и поддержанию контактов с окружающими, способность производить на людей нужное впечатление;
  • кооперация — способность эффективно работать в команде для достижения общих целей;
  • самоорганизация — способность к внутренней дисциплине и самоконтролю, умение рационально использовать имеющиеся ресурсы;
  • обучение и самообучение — способность к обучению на протяжение всей жизни и самостоятельному освоению новых навыков;
  • концентрация — способность управлять своим вниманием, направлять и удерживать внимание в условиях информационной перегрузки;
  • работа в режиме неопределенности — гибкость и способность адаптироваться к изменениям и принимать решения.