1 июня 2020 года исполнилось бы 90 лет выдающему русскому композитору Евгению Птичкину. Именно русскому, хотя во всех источниках его называют советским композитором. Русскому по своей сути, по звучанию его музыки, по русской музыкальной традиции, которую он сохранял на советской эстраде. Его композиторскому перу принадлежат такие шедевры русского песенного эстрадного искусства, как: "Ромашки спрятались" и "Сладка ягода" (Ольга ВКоронец), "У беды глаза зеленые" (Валентина Толкунова), "Даль великая" (Иосиф Кобзон), "Травы луговые" (Людмила Зыкина), "Я люблю эту землю" (Александра Стрельченко), "Такой у нас характер" (Людмила Гурченко), "Зачем ты снишься мне" (Мария Пахоменко), "Земля моя добрая" (Карел Готт), "Земля родимая" (Геннадий Белов), "Посвящение Шукшину" (София Ротару). Но поистине шедевром творчества Евгения Птичкина - по праву считается песня "Эхо любви", исполненная великой Анной Герман.
Лично мне довелось много лет дружить с вдовой композитора Евгения Птичкина - Раисой Петровной Птичкиной. Мы познакомились в 2002 году и наша дружба длилась долгих 12 лет, до момента, когда в январе 2014 года пришла грустная новость, что нет с нами Раисы Петровны.
Многие поклонники Анны Герман знают Раису Петровну по её участию во многих вечерах памяти Анны Герман - в ЦДРИ, в Доме Литератора, в Польском культурном центре, в открытии аллеи имени Анны Герман в Москве и в открытии именной звезды Анны Герман на Площади звезд. Ни один фильм памяти Анны Герман не обходился без теплого участия Раисы Петровны, без её добрых воспоминания о встречах с Анной...
Не раз мы собирались в квартире Птичкиных, на кухне у Раисы Петровны, пили чай, много говорили о творчестве. В музыкальной коллекции "Имена на все времена" выпущено два диска с записями песен Евгения Птичкина.
В этом материале, посвященном юбилею Евгения Николаевича Птичкина, я публикую фрагмент моей книги "Анна Герман. 100 воспоминаний о великой певице", а также впервые публикую уникальные фотографии Евгения Птичкина, сделанные в 1972 и 1973 годах в польском городе Зелена-Гура во время фестивалей Советской песни, где Евгений Николаевич был одним из членов жюри. Эти фото публикуются впервые!
ФРАГМЕНТ КНИГИ "АННА ГЕРМАН. 100 воспоминаний о великой певице":
Покроется небо пылинками звёзд
И выгнутся ветки упруго,
Тебя я услышу за тысячи вёрст…
Мы эхо, мы эхо, мы долгое эхо друг друга…
Когда мой супруг Евгений Николаевич Птичкин работал над музыкой к фильму «Судьба», он вместе с режиссёром Евгением Семёновичем Матвеевым пришёл к выводу, что главную песню в этом фильме должна исполнять только Анна Герман. Только этот кристально чистый, божественный, ангельский голос нужен был для звучания в фильме.
Клавир песни «Эхо любви» был отправлен в Польшу, и вскоре пришёл ответ от Анны Герман, которая согласилась записать эту песню, когда будет в Москве на ближайших гастролях. В назначенный день в студии «Мелодия» собрался оркестр кинематографии, все ждали только Анну. Помню, я нервно ходила по коридору, в ожидании, ну когда же приедет певица, о встрече с которой я мечтала много лет. Я слышала её лишь по радио, была покорена фантастическим исполнением песни «Танцующие Эвридики». И вот Анна Герман появилась на пороге студии. Это была моя первая встреча с ней.
Перед записью шли последние приготовления. Когда Анна была готова, она сказала дирижеру оркестра Владимиру Николаевичу Васильеву: «Давайте попробуем записать без репетиции, сразу». Владимир Николаевич был удивлён, помню его большие глаза, но перечить Анне он не стал. Ведь никто из артистов не записывал песни без репетиции, это было рискованно.
Когда оркестр сыграл вступление и Аня запела, мы увидели через стекло аппаратной (комната, где располагался пульт звукорежиссера – прим. авт.), что у музыкантов на глазах выступили слёзы. Сначала у женщин-скрипачек, а потом и у мужчин. Этот дубль был записан, Аня пришла в аппаратную, чтобы прослушать то, что получилось. Когда слушали запись, снова все плакали – теперь уже слушатели в аппаратной. Евгений Матвеев не сдерживал слёз и на просьбу Анны записать ещё один дубль, он бросился к ней как пантера, обнял её за ноги и умоляюще воскликнул: «Не надо! Нет! Не надо! Это было гениально!» Второго дубля не было. Все были ошеломлены её исполнением. И именно в этом варианте песня «Эхо любви» и зазвучала в фильме, на радио, была издана на пластинках и дисках. Это был единственный в природе студийный дубль этой песни. Потом Анна записала ещё раз «Эхо любви» в дуэте со Львом Лещенко, но именно сольное исполнение, сольный вариант – это невероятный шедевр, созданный Анной буквально за несколько минут.
Надо сказать, что Евгений Николаевич был знаком с Анной раньше, чем я. Он часто ездил в Польшу, где был председателем жюри конкурса молодых исполнителей на фестивале советской песни в городе Зелёна-Гура. Но после записи песни «Эхо любви» к их дружескому альянсу присоединилась и я, наша дружба стала семейной.
Аня записала несколько песен Евгения Николаевича – «Идёт ребёнок по Земле», «Вы хотели мне что-то сказать…», но некоторые песни так и остались в планах. Например, прекрасная песня «Добрая кукушка» на стихи Татьяны Ульяновой. Я была на премьере этой песни на концерте Анны в октябре 1978 года в зале СЭВ на Новом Арбате (здание Совета экономической взаимопомощи – прим. авт.). Но записать эту песню Аня не успела. Спустя годы её спела Валечка Толкунова:
Добрая кукушка
Долго куковала,
Долго куковала,
Это я слыхала:
Ку-ку, ку-ку, ку-ку.
Это кукованье
Долго я считала,
Долго я считала –
Сто лет насчитала.
Я считать устала,
На траве лежала.
Добрая кукушка
Счет свой продолжала:
Ку-ку, ку-ку, ку-ку.
Счет свой продолжала –
Всем добра желала.
Добрая кукушка
О войне не знала:
Ку-ку, ку-ку, ку…
Добрая кукушка
Долго куковала,
Долго куковала –
Всем добра желала:
Ку-ку, ку-ку, ку-ку…
Дважды, во время гастролей в Москве, Анечка побывала у нас в гостях, в нашей квартире на Земляном валу. Для нас её приход в гости был очень важен, мы с мамой Евгения Николаевича очень старались накрыть стол лучше, чем это было бы в ресторане. В нашей семье очень любили Анечку – за её простоту, за изящность души, за мягкость и доброту.
В последние годы жизни Анны мы поддерживали связь через Анну Николаевну Качалину, которая сообщала нам о её тяжёлом состоянии. Чтобы поддержать Анечку, московские композиторы, в том числе Евгений Николаевич, записали на кассету несколько своих новых песен и отправили в Варшаву. Это поддержало Анну, но её дни были сочтены, эти песни не были ею исполнены.
Уже в наши дни я много раз принимала участие в вечерах, посвящённых памяти Анечки. А в 2003 году я участвовала вместе с семьёй Анны, с её мамой, мужем и сыном в открытии Рябиновой аллеи имени Анны Герман в Москве, а также в закладке именной звезды на Площади звёзд перед ГЦКЗ «Россия». Со Збышеками – мужем и сыном Ани – я неоднократно виделась и общалась в Москве, это очень тёплые и добрые люди, о встречах с которыми у меня сохранились самые светлые воспоминания.
ПЕСНИ ЕВГЕНИЯ ПТИЧКИНА В ИСПОЛНЕНИИ АННЫ ГЕРМАН:
1. "ЭХО ЛЮБВИ" (Е.Птичкин - Р.Рождественский) - сольное исполнение. Запись сделана в апреле 1977 на всесоюзной студии грамзаписи "Мелодия". Музыкальное сопровождение - Оркестр Кинематографии, дирижер Владимир Васильев. Звукорежиссер - Рафаил Рагимов. Редактор записи - Анна Качалина
Съемка - весна 1977 года, Центральное ТВ, программа "Концерт после концерта":
2. "ЭХО ЛЮБВИ" (Е.Птичкин - Р.Рождественский) - дуэт с Львом Лещенко. Записано в декабре 1977 года в тон-студии "Останкино".
Съемка - декабрь 1977 года, музыкальный фестиваль "Песня-77", Центральное телевидение. Концертная студия "Останкино":
3. "ВЫ ХОТЕЛИ МНЕ ЧТО-ТО СКАЗАТЬ" (Е.Птичкин - И.Шаферан) - запись сделана в апреле 1977 года в Всесоюзной студии грамзаписи "Мелодия". Партия фортепиано - Евгений Птичкин.
Звукорежиссер - Рафаил Рагимов, редактор записи - Анна Качалина:
4. "ИДЕТ РЕБЕНОК ПО ЗЕМЛЕ" (Е.Птичкин - И.Тарба, перевод Е.Николаевской). Последняя запись в жизни Анны Герман на "Мелодии".
Запись сделана в апреле 1980 года в Всесоюзной студии грамзаписи "Мелодия". Музыкальное сопровождение - Эстрадно-симфонический оркестр Радио и Телевидения, художественный руководитель и дирижер - Юрий Силантьев.
Звукорежиссер - Александр Штильман. Музыкальный редактор - Анна Качалина:
Подготовил: Иван Ильичев-Волкановский. Фото из архива автора. Использование материалов - только с согласия автора.