Найти тему
"Атмосфера"

Фарфоровые ксеноморфы и другая нетипичная Гжель

Елена Курлова стала известна своими оригинальными работами: из сине-белых узоров гжели прорываются сплетенные ксеноморфы и лицехваты из вселенной "Чужих". "Атмосфера" поговорила с Еленой о том, как выпускница МАИ взялась за глину и обжиг, о феминистической повестке в творчестве и самореализации.

ДЕТИ, ПРИРОДА, КОМАРЫ

Я родилась в Москве, в 1998-м году окончила МАИ. По образованию инженер, работала по разным специальностям – инженером, бухгалтером, аналитиком софта. Родила первого ребенка, через год вернулась в офис и стала задумываться о том, в какой атмосфере будут расти мои дети. Так возникла дикая идея купить 15 соток, обнести заборчиком – за этим заборчиком моего ребёнка уж точно никто не будет обижать!

Представляла, как детки гуляют на природе, а я за ними присматриваю в большие окна собственного дома. При этом природу я не очень люблю, я чисто городской человек. Люблю ходить по магазинам, люблю мегаполис, а природа, комары, дикие собаки – это всё не моё.

Сначала дети были маленькими, потом они выросли, и мне захотелось социализации. Из социализации было сельпо рядом с домом и Гжельский государственный университет. Сначала я хотела пойти на курсы рисования, но их не оказалось. Училища тоже не было, зато в 2012 году университет впервые открывал набор на вечернее обучение.

АНАТОМИЯ ОСЛИКА

У меня на курсе было очень много людей, которые 20-30 лет проработали на производстве, но не имели дипломов и пошли в университет восполнять этот пробел. У них я многому научилась, это был интересный опыт. Я до сих пор не стесняюсь советоваться с одногруппниками, они мне помогают. Эльвира Зинонова, Вера Перунова… Татьяна Сивова работает главным художником в Дулёве. Валентина Чепрасова, которую я считаю до невозможности крутой, возродила аутентичную гжельскую майолику.

Моя преподавательница по скульптуре Ольга Морозова консультировала меня по анатомии во время лепки Луция, персонажа Апулея. Помните, он существует в двух ипостасях - мальчика и ослика?

На производстве меня звали “инфанттериблем”. Дескать, все я делаю неправильно. "Как ты посмела? "Чужие" - как это может быть в гжели?" А со мной учились люди, которые достигли совершенства в традиционной гжели, какой смысл был с ними состязаться? Они все равно сделают лучше. Поэтому я решила делать нечто совершенно иное.

ДОМОХОЗЯЙКА С ДЕСЯТИЛИТРОВОЙ ПЕЧКОЙ

Муж моим выбором особенно доволен не был. "Что это такое? Дом весь в глине, ты вся в глине!" Но в общем, он у меня привычный – я иногда довольно странные вещи делаю. А мне казалось, что я нашла себе милое хобби: вот я такая милая домохозяйка с милым хобби… Сейчас в доме стоит маленькая десятилитровая печка. В нижней комнате, которая была гостевой, теперь никто не хочет гостить: там глина, я там работаю.

Все известность ко мне приходит через Facebook. Я сделала дипломную работу – три тарелки на тему "космос" с бутылкой Кляйна, репликой Эшера и "капустой" – и выложила его в сеть. Пост увидела Мария Сикирина, кураторка галереи "Измайлово", и предложила сделать выставку. Сначала речь шла о том что моя работа займёт одну комнату, потом расширились до полутора. Я поняла, что нужно заполнить изрядный объем, и целый год делала работы к выставке. В 2018 году она состоялась.

-4

ПОСЛЕ ВЫСТАВКИ

После выставки я стала думать, что нужно уже как-то продаваться, и стала изучать, какие ярмарки сейчас проходят. Всем нравился ресурс
https://4ceramics.ru/ – там помимо обычных продаж существует конкурс с заданной темой. В том году, когда я принимала участие, темой был сервиз. Сервиза у меня на ту пору не было, но была задумка сделать серию чайников "Горгульи": горгулья после девичника, горгулья собора парижской Богоматери и горгулья-"чужая". Вот ее я и сделала первой. Пришла идея, что весь сервиз может быть в таком ключе. Дальше из половины чайника сделала плошки, чашки лепила вручную. Сервиз вдруг оказался популярным и пошел в народ.

Моя подруга из Саратова Татьяна Бовина, художник-оформитель, которая тоже училась в гжельском университете вместе со мной, помогла мне, слепила масленку, стала расписывать чашки "чужими" вместе со мной.

МОЙ "ЧУЖОЙ"

"Чужие" – это моя личная история. Я училась в школе и готовилась к музыкальному конкурсу – это был 1986-й год, тогда только появились видаки. Учительница позвала меня к себе, мы долго репетировали. Потом пили чай и смотрели "Чужих". Видимо, поэтому чай и чужие у меня объединились. Мне кажется, что ксеноморф – чудесная девочка, которая в первую очередь сама напугана вторжением землян. В первой части её особенно жалко, когда она прячется от героини Сигурни Уивер…

Сейчас в тематике "чужих" у меня есть чайник, сахарница, бокал, яйцо для печенек, плошки и подсвечник По большинству изделий сделаны формы для отливки, но их конструктив требуют обязательной ручной лепки-доводки. Всего за две крупные ярмарки я отпустила в мир около 20 ксеноморфов.

ГЖЕЛЬ КАК Я ЕЕ ПОНИМАЮ

Все привыкли к тому, что гжель бело-синяя, но в таком формате она существует сравнительно недавно, около полувека. А до этого она была очень разной. Поэтому нельзя сказать что какое-то изделие изготовлено в стилистике гжели, а другое – нет.

Недавно умер мой любимый художник Николай Туркин, который возрождал гжельскую майолику. Мне нравилось, как он говорил: "Гжель – это дух!" Тут всегда жили художники, которые старались сделать то, что было на пике моды, интересное людям, держать нос по ветру. Мне кажется, я такая же.

"НА РАЙОНЕ"

У меня в планах – сделать что-то на продажу к октябрьской выставке "АртФлекшн", если внезапно не будет какого-нибудь карантина. Я предложила Марии Сикириной, кураторке галереи "Измайлово", сделать выставку современных гжельских художников. Я хочу собрать весь народ "на районе", которому я симпатизирую. Это Ольга Морозова, Валентин Криворотов, Василиса Юдина, Родион Артамонов.

Валентин Криворотов делает интересные вещи – горящие скульптуры, обжиг на улице перед публикой. Это тоже не канон. А что такое канон? Мазок, который появился в 70-80 годах прошлого века? Если разобраться, изначально он не был бело-синим. Он пришел из надглазурной живописи и только потом перешел в подглазурку.

Современная Гжель – это хороший советский бренд. Раньше было много всего интересного. Хотелось бы развивать именно эту традицию.

КСЕНОМОРФ - ТОЖЕ САМКА

Стараюсь делать то, что интересно мне самой. Хотя подруга-маркетолог говорит мне, что я делаю неправильно: ведь сама-то я никогда не покупаю фарфор, только сугубо функциональные вещи в "Икее". Я не ухожу в минус, но ей сказать, что я что-то на этом зарабатываю, было бы неправдой. Но почему бы и нет? Мне это дает социализацию, интересное общение. Я себя чувствую нужной людям.

Среднестатистический россиянин – эта женщина 40 лет. На неё я в принципе и ориентируюсь, поэтому в моем творчестве довольно много фем-повестки.

Масленка с подглазурной росписью расписана Марией Калигиной, гжельской потомственной художницей
Масленка с подглазурной росписью расписана Марией Калигиной, гжельской потомственной художницей

У меня есть какие-то вещи про грудное вскармливание – как человек, который пять лет кормил и чувствовал себя в это время очень уязвимо, я могу многое рассказать. С этими работами я участвовала в первом феминале в Бишкеке.

Есть смешные вещи про мальчика в женских раздевалках. Иногда я нахожу интернет-мемы в мамских группах и расписываю их. Например, у меня есть шесть плиток "Скажи что-нибудь по-домохозяйски".

В конце концов, ксеноморф тоже самка…

Автор материала Любовь Колесник. Фото из личного архива Елены Курловой.

Оригинал статьи на сайте: https://www.i-podmoskovie.ru/history/farforovye-ksenomorfy-i-drugaya-netipichnaya-gzhel/