Найти тему

Мотивация или стратегия

Этот пост не только об изучении английского. Он о том, как довести дело до конца. Будь то изучение иностранного языка или строительство дома.
Многие мои знакомые жалуются на то, что не могут ни одно дело довести до конца. Берутся за новый проект с энтузиазмом, «закатав рукава». Но редко кто доползает хотя бы до середины.

Почему так происходит?

Я очень внимательно наблюдала за своими учениками, за тем как они берутся за английский и кто сходит с дистанции, а кто держится до конца. И вот, что я поняла.

Всё зависит о того, на что вы опираетесь в своем нелегком пути к цели. На мотивацию или на стратегию. Сейчас объясню.

Приходит Иван Иванович, например, учить английский. Он воодушевлен, хочет свернуть горы. При этом его цель довольно размыта и звучит так: «Хочу выучить английский, чтобы путешествовать». К слову, путешествует он, в лучшем случае, один раз в год. И вот Иван Иванович ныряет в английский с головой. Думает, вот он сейчас немного постарается и к лету выучит английский. Я ставлю 9 к 1, что он не дотянет даже до среднего уровня. Потому, что кроме мотивации у него ничего нет. Разве можно отправляться в долгое и опасное путешествие без ресурсов?!

А вот другой пример. Марина – мама в декретном отпуске. Ей через год предстоит выйти на работу. Но уже сейчас она понимает, что безнадежно отстала от своих коллег. И скорее всего после долгого отпуска она больше не будет руководить проектами, а будет мыть кофейные чашки. Чтобы этого не случилось, ей нужен «козырь в рукаве». Еще со школы Марина помнит, что английский требует больших усилий.

При этом у Марины маленький ребенок, а значит, нет свободного времени. Она проходит тест, оценивает свой уровень. Понимает, что до среднего уровня (а, как правило, именно он нужен работодателю) ей нужен год. Дальше Марина находит курсы, просит мужа или бабушек 2 раза в неделю забирать ребенка на длительную прогулку. Ставлю, 9 к 1, что у Марины через год будет сертификат уровня Intermediate. Потому что кроме мотивации у нее есть стратегия.

По моим наблюдениям мотивации хватает примерно на месяц. Далеко на ней не уедешь. Но вот хорошая стратегия работает годами.

Сегодня все ищут мотивацию. Я не сильно ошибусь, если скажу, что половина статей в сети начинается с фразы: «Как найти мотивацию».
Если мы заглянем в словарь, то увидим, что мотивация – это побуждению к действию. Она заставляет нас встать с дивана и пойти в спортзал или на курсы английского.

Но чтобы встать с дивана, сначала нужно нафантазировать «с три короба». Вот я пошла в спортзал, вот у меня идеальная фигура, вот иду я по улице, а все встречные падают и сами штабелями укладываются.
И когда нам удалось нарисовать красочную картину, это и есть момент истины, вернее, мотивации.

И всё же мотивация – слабый инструмент. Во-первых, красочная картинка со временем потухнет. Во-вторых, мотивация отвечает на вопрос: «Почему?», но не отвечает на вопрос «Как?». Мотивация без хорошей стратегии не работает.

В истории есть множество примеров того, как мотивация погубила целые народы и поколения. Вот вам пример. 1914 год. Начало первой мировой войны. На улицах Европы толпы молодых ребят. Они ликуют, подбрасывают шапки в воздух. Молодые, сильные, храбрые, хотят сражаться. Мотивация зашкаливает. Казалось бы, союзные войска с такими солдатами ждет скорая череда побед. Но все сложилось иначе. Умные, крепкие, сверхмотивированные ребята превратились в фарш.
Почему не помогла мотивация? Потому что не было хорошей стратегии у генералов. Им казалось, что достаточно одного лишь вдохновенного порыва.

Когда вы принимаетесь учить иностранный язык, важно, чтобы кроме мотивации у вас была стратегия. Это палочка-выручалочка, которая поможет вам добиться успеха.

Как разработать стратегию

1. Поставьте цель. Разбейте ее на задачи
2. Проанализируйте и выделите свободные ресурсы (время, деньги)
3. Составьте план (2 раза в неделю курсы, каждый день – 5 новых слов и т.д.)
4. Осуществляйте мониторинг выполнения плана (1 раз в месяц - тестирование)