Вот не угадаете, что я только что делал!
...А я танцевал! Да-да, именно танцевал! Выпрыгнул из своего рабочего кресла под звуки "Осенних листьев" в исполнении джазовой вокалистки "№2", в моей табели о рангах, Сары Воэн. - Закружился, запрыгал, заразмахивал руками. - Блестящий скэт! (- Это такая джазовая песенка без слов. Только музыка, импровизация, слоги и междометия, исполняемые вокалистом. И дело здесь вовсе не в том, что певец вдруг забыл слова песенки. Хотя и такое бывает! Очень симпатичный джазовый приём, этот скэт).
И тут - Сара! Голос! Движение по восходящей! Свобода, полет! Ну, и танец-импровизация, как адекватная реакция вовлеченного слушателя на происходящее. Ну, а что ещё ему в этом случае остаётся, этому вовлечённому слушателю? Не по клавиатуре же ноутбука стучать в это время!
Хм... А ведь собирался сотворить увлекательный рассказ о виниловом альбоме той же Сары Воэн "How Long Has This Been Going On?", записанном на лейбле Pablo в 1978 году. Но, как говорится, слушатель предполагает, а винил располагает. И неожиданно...впрочем, не совсем уж и неожиданно в моей "комнате для прослушивания" зазвучали "Осенние листья", которых нет на "How Long Has This Been Going On?". Зато есть они на другом "пабловском" альбоме Сары - "Crazy and Mixed Up" (1982 г).
Всё дело в том, что просто рассказать о каком-нибудь джазовом альбоме, вне всякой системы координат, не сравнивая запись с высшими достижениями в этом жанре - дело малоинформативное. Это как палку посреди заснеженного поля воткнуть. - Далеко оно от начала всех начал, от абсолюта, близко ли? - Пока рядом что-то высокое или высоченное, или просто любимое в качестве ориентира не поставишь, не поймёшь.
Так и здесь.
Ведь что такое сам по себе альбом "How Long Has This Been Going On?" - Это - ого-го! Это известный на весь джазовый мир звукозаписывающий лейбл Pablo! Именно в его студиях и легли на плёнки треки этого альбома. Это и знаменитый джазовый продюсер Норман Гранц. Это - белые и черные слоны в аккомпанирующем составе - неповторимый пианист Оскар Питерсон, удивительный гитарист Джо Пасс, видный ударник барабанного труда Луи Белльсон, один из самых востребованных контрабасистов, а по совместительству муж Эллы Фитцджеральд Рэй Браун! Это коварные приемчики, типа, популярнейшей темы из "Concierto de Aranjuez", открывающей композицию "Больше, чем я знаю". И конечно же сама Сара! Удивительных вокальных возможностей артистка.
Взгляни на Имена на конверте, преисполнись благоговением. После чего положи руку на сердце, а ноги - на стол гарлемского ночного клуба и слушай эту пластинку как гимн джазовой державы!
И все-таки дай, думаю, выставлю этот альбом против записи, сделанной примерно в то же время той же Сарой, на том же лейбле и под тем же неусыпным оком его основателя Нормана Гранца, любителя аудио-сырца, необработанных концертных записей, автора идеи выхода джаза на филармоническую сцену - J.A.T.P. (Jazz at the Philharmonic).
Сравню с записью, которую впервые за сорок лет своей творческой биографии спродюсировала сама Сара Воэн! Сделала её при участии музыкантов рангом пониже... Впрочем, слышим мы здесь ту же холодноватую гитару Джо Пасса. Но и только! За фортепиано - крепкий пианист, но всё же не Питерсон, Роланд Ханна. Барабанит Харольд Джонс, щиплет толстую жилу контрабаса Энди Симпкинс. - Бюджетненько.
И все-таки это был дебют госпожи Воэн в качестве "сама себе хозяйки" в подборе номеров трек-листа, в аранжировках и резолюции "Утверждаю!" на мастер-ленте.
И надо сказать, фокус с самопродюсирванием удался. Что вообще в полной мере мало кому из музыкантов удаётся. - Блестящий альбом "Crazy and Mixed Up"! Послушаем одну из его композиций, как раз ту самую...
Autumn Leaves - Sarah Vaughan
Вспомню и о "How Long Has This Been Going On?". Запись в общем-то крепкая , сама по себе слушаетя неплохо, но на фоне другого, более позднего, 1982 года альбома Воэн выглядит скучновато, еще более подсушивая впечатление печально известным сариным ползанием "на брюхе" по "низам". Впрочем, кому-то может и нравится...
В общем, как продюсер, Сара Воэн одержала верх и над собой и над самим Гранцем! Хотя, честно говоря, не очень-то верится, что певица смогла избежать, как минимум, деликатного давления основателя лейбла Pablo. Так я и поверю: сидел Гранц тихонько в углу студии и лишь понимающе улыбался или нервно кусал губу...
Надо сказать, знаменитая певица сама придумала название альбома и сама поработала над дизайном конверта. Получилось лаконично и стильно.
Да, в 82-м интерес к джазу в мире значительно поубавился. Однако ветераны и создатели жанра не сдавались. Что подтверждает хотя бы эти записи. Видите? - Двадцать первый век, пандемия на дворе, а я слушаю и танцую - от счастья, естественно!
***
"Любите ли Вы Брамса?" (- Франсуаза Саган)
"Годами когда-нибудь в зале концертной
Мне Брамса сыграют. Тоской изойду.
Я вздрогну, я вспомню союз шестисердый,
Прогулки, купанье и клумбу в саду"...
Борис ПАСТЕРНАК.
Имя немецкого композитора-романтика Иоганнеса Брамса часто можно встретить не только на конвертах пластинок. Мелькает оно и на обложках книг, и в стихотворениях... Почему? Да потому что музыка Брамса чудо как хороша! Какой поэт или писатель не оценит этого!
Вот послушайте "Колыбельную" в исполнении дуэта пианистки Кэтрин Стотт и виолончелиста Йо-Йо Ма.
***
"Приблизив лицо к зеркалу, Поль неторопливо пересчитывала, как пересчитывают поражения, пометы времени, накопившиеся к тридцати девяти годам, не испытывая ни ужаса, ни горечи, неизбежных в таких случаях, напротив – с каким-то полурассеянным спокойствием. Как будто эта живая кожа, которую слегка оттягивали два пальца, чтобы обозначилась морщинка, чтобы проступила тень, принадлежала кому-то другому, другой Поль, страстно заботившейся о своей красоте и нелегко переходившей из категории молодых женщин в категорию женщин моложавых, – и эту Поль она узнавала с трудом. Она остановилась перед зеркалом, просто чтобы убить время, и вдруг ей открылось – при этой мысли она даже улыбнулась, – что именно время-то и сжигает ее на медленном огне, убивает исподволь, обрушиваясь на тот облик, который, как она знала, нравился многим".
"Любите ли Вы Брамса?"
Франсуаза САГАН.
А теперь давайте послушаем, что думает о Брамсе выдающийся джазовый тенор-саксофониста Зут Симс...
Виниловая пластинка Zoot Sims – Suddenly It's Spring - была записана, как и упомянутая выше, очень удачная пластинка Сары Воэн на лейбле Pablo в 1982-м году. Её открывает композиция Brahm's... I Think. - Послушаем...
***
Мне кажется, человеку, любящему музыку, не может нравится только "один, два стиля". Если конечно под этими "двумя стилями" не подразумевать классику и джаз.
Я не очень понимаю скрупулёзное коллекционирование, например, виниловых "демократов", т.е пластинок, записанных восточноевропейскими исполнителями. Хотя вполне допускаю, что кому-то нравятся песни на польском и венгерском языках. Но имеет ли это отношение к собственно музыке? - Иногда, очень редко - да. Но эти счастливые исключения лишь подтверждают моё мнение.
Можно упереться и собрать всех русскоязычных бардов. От Козина до Митяева. Но опять же какое отношение это имеет к музыке?
Можно посвятить все свое время и деньги только Бетховену. Или Святославу Рихтеру. Знаю я и таких коллекционеров-энтузиастов. - О! Это к музыке уже ближе. Даже к Великой музыке. Но ведь только в одном Бетховене сколько этих самых "направлений"! Далеко не одно и не два. Рихтер - это множество и композиторов и направлений в классике. Там только копни, тут же найдется повод послушать и Гаврилова, и Фишера-Дискау, и Ростроповича, и Каллас, и Гутман и т.д.
Так же и в джазе. Ухватись за Брубека, в тот же момент возникнет желание послушать и Маллигана, а затем и Маллигана с Пиаццолой, а вот уже и границы джаза остались позади... Нет границ для любознательных.
Нет границ для познания и для наслаждения Музыкой!
Читайте материалы канала "5 лучших!"
Искренне Ваш, Лев Комов.
Если материал понравился, давите на "палец-вверх"!
Часть первая - Пять глубоких вздохов коллекционера винила. Часть 1.
Ещё о джазе (ссылки кликабельны):
- Джаз по порядку номеров: удовольствие по нарастающей!
- Моя виниловая коллекция: ревизия драгоценностей.