Найти в Дзене
Деньги с Еленой

Дети и деньги: Как я учу сына финансовой грамотности

Современная школа учит многим вещам. Решать квадратные уравнения или выделять причастные обороты. Но 99% этого абсолютно не пригодятся ребенку в будущем. Пичкать детей ненужной информацией, принуждать их к зубрежке – однозначно устаревшая тактика в наш век Google и Википедии.

Хуже другое: сегодня дети не получают знаний, которые будут им критически необходимы во взрослой жизни. Совсем плохо обстоят дела с финансовой грамотностью – похоже, что педагогам в голову не приходит, что учить обращаться с деньгами человека нужно сызмальства.

Тема финансов – важнейшая часть нашей жизни.

К сожалению во многих семьях данная тема остается вне внимания ребенка. Многие родители вообще не готовы обсуждать ее со своими чадами, в надежде, что потом ребенок сам как-нибудь разберется. Конечно, разберется – жизнь заставит. Вот только при этом набьет себе кучу шишек на разных местах.

Сейчас моему сыну 11 лет. На тему финансов я начала говорить с ним в 6 лет. Поначалу объясняли, что любые товары и услуги имеют свою стоимость, а деньги – это ее эквивалент. Были вопросы и на более общие темы. О том, как зарабатываются деньги, какие бывают профессии.

Мой сын уже в 6 лет строил нефтяную вышку в углу. При этом рассказывал мне, что на ней будут работать люди. А это значит, что нужно построить дома, поликлиники, школы, дет. сады, магазины. Выстраивал магазинные полки, сносил туда мелкие предметы и торговал, когда приходили родственники в гости. Это уже были его первые заработанные деньги. Потом правда масштабы стали расти и мне пришлось обьяснить, что я платить за один товар дважды не буду.

В первом классе он просил купить набор наклеек, клеил их на картон, делал наценку и продавал одноклассникам. Пришлось обьяснить, что коммерческая деятельность относительно несовершеннолетних в школе не совсем то. А в душе я гордилась, что у него мышление предпринимателя.

Главное радует то, что он с 6 лет постоянно придумывает и старается освоить множественные источники доходов.

Я постоянно стараюсь доносить до него необходимую финансовую информацию. Наглядным пособием лекций стали походы за покупками. Ребенок искал в магазине конкретные товары по минимальной цене, высчитывал разницу между покупками. Я объясняю ему, чем отличаются дорогие и дешевые товары, на чем можно сэкономить. Ему это нравилось. Он уже давно самостоятельно ходит в магазин. Я ему выдаю определенную сумму, он сам составляет список первой необходимости, второй и сам принимает решение что набрать в корзину.

В такие дни не накидывает все подряд с полок, потому что знает, что сумма экономии останется в его кармане.

Нельзя научится распоряжаться финансами, не имея их. Ребенок становится самостоятельней, он начинает понимать ценность денег, что делает его бережливее.

-2

Потом в ход пошла система поощрений. Я с самого начала решила не привязывать выдачу карманных денег к поведению или успеваемости в школе. Поощрения положены за выполнение всяких мелких поручений. Но есть и фиксированная сумма, которую сын получает еженедельно в любом случае.

В разговорах с сыном на финансовые темы я стараюсь донести до него важность правильного распределения и планирования бюджета. Теперь, если сын просит что-нибудь купить, часть денег он должен выделять из своих «сбережений». Доля его участия зависит от стоимости покупки.

Я говорю с ним о способах и стратегиях заработка денег. Стараюсь донести до него необходимость финансового планирования. И делаю это на примере нашего семейного бюджета. Мы вместе заполняем таблицу доходов/расходов, принимаем решение о крупных покупках. Рассказываю об обязательных коммунальных платежах, покупках продуктов и одежды.

Кроме того в день инвестора вместе совершаем покупку ценной бумаги.

Как ВЫ считаете в каком возрасте нужно начинать финансовое воспитание ребенка? И необходимо ли оно?