А24 – американская независимая кинокомпания, основанная Даниэлем Кацом, Дэвидом Фенкелем и Джоном Ходжесом в августе 2012-го года. Вот уже восемь лет эта студия позволяет выйти в свет и найти своего зрителя независимым кинокартинам от молодых и амбициозных режиссёров. Именно А24 выпустили завораживающие фильмы Роберта Эггерса – "Ведьму" (2015) и "Маяк" (2019). Медлительные и пугающие "Реинкарнация" (2018) и "Солнцестояние" (2019) Ари Астера также вышли под эгидой кинокомпании и произвели настоящий "бум" в мире кино. Но фильмы ужасов – не основная направленность студии.
Оскароносная драма Барри Дженкинса "Лунный свет" (2016), повествующая о тяжелом взрослении, любви и не случившемся счастье, стала одним из громких заявлений студии о своём существовании и установила высокую планку для последующих работ, выпущенных под эгидой А24. Этот фильм интересен с художественной точки зрения: он символичен, медлителен и поэтичен, но при этом оторвать взгляд от экрана практически невозможно. Все инди-фильмы от А24 можно описать этими словами: в них важно не столько то, что рассказано, сколько то, как рассказано.
Интересно, что фильм, высоко оценённый киноакадемией, от начала до конца является независимым. Сценаристом выступил современный драматург Тарелл МакКрейни, адаптировавший собственную пьесу "В лунном свете чёрные мальчики кажутся синими" для киноэкрана и получивший за это "Оскар". Вообще, картина получила сразу три Оскара – в номинациях "лучший фильм", "лучший адаптированный сценарий" и "лучшая мужская роль второго плана". Это стало одним из первых прорывов студии, заставивших зрителей наблюдать за выходом новых фильмов и ожидать премьер.
В этом же году студия представляет фильм "Женщины 20-го века" от режиссёра Майка Миллса. Как и "Лунный свет", это медленный фильм, каждый кадр из которого – хорошо построенная фотография, передающая чувство бесконечного лета, жары, беззаботности взросления. Фильм повествует о Санта-Барбаре в конце 70-х годов прошлого века. Под одной крышей живут три женщины из разных поколений: Доротея (Аннет Бенинг), мать-одиночка, доктор Эбби (Грета Гервиг), страдающая от рака, и молодая Джули (Эль Фаннинг), подруга и возлюбленная Джейми (Лукас Джейд Зуманн,) сына Доротеи.
С повествовательной точки зрения этот фильм почти ничего в себе не несёт: прогулки со скейтом, увлечение фотографией, посещение вечеринок и сжигание машины у дверей супермаркета – но повествовательное здесь далеко не главное. То, как визуальный ряд и музыкальное сопровождение передают дух ушедшего мира, нетронутого интернетом, как сливаются с один поток три истории жизни совсем разных женщин – вот главное, что несёт в себе этот фильм. Во многом он о мечте – но также о лете, которому не будет конца, о старости, любви, взрослении и желании жить без страха, без боли, не сдерживаясь.
И уже в следующем году на экраны выходит знаменитый фильм "Леди Бёрд" с Сиршей Ронан в главной роли. Картина была удостоена двух премий "Золотой глобус" и была номинирована на "Оскар" – сразу в пяти категориях. Как и "Женщины 20-го века", "Леди Бёрд" в равной степени сочетает в себе драматическое и комедийное начала, и рассказывает всем знакомую историю о подростке, который не хочет взрослеть, стыдится своей семьи и старается быть тем, кем он не является. Но главная отличительная черта этого фильма, как признаётся Сирша Ронан – то, что он повествует о девушке, а не парне.
Время действия – 2002-ой год, место действия – городок Сакраменто, штат Калифорния. Главная героиня, называющая себя Леди Бёрд, учится в католической школе и мечтает уехать в город, в котором кипит культурная жизнь – она не желает стать копией своих родителей и хочется вырваться из провинции. Это солнечный фильм, повествующий о подростке в поиске – себя, своей жизни, своих друзей, любви и стремлений. В его кадрах – вечный солнечный май, вечная беззаботная и порой тяжелая юность, но о тяготах здесь сказано легко, а о счастье – с наслаждением. Как и "Женщины 20-го века", это фильм – преимущественно о мечте, но в нём есть место и театральному кружку, и познанию сути настоящей дружбы, и любви, которая оказывается не такой чудесной, какой казалась. Этот фильм подойдёт для тех, кто хочется вспомнить, каково это – когда через месяц тебе исполнится восемнадцать.
Последний фильм в нашей подборке – картина "mid90s", также известная под названием "Середина 90-х". Режиссёром и сценаристом выступил известный актёр Джонна Хилл, подготовивший для зрителя кино о Калифорнии прошлого века. Снятая на плёнку, эта картина представляет собой аутентичное воспроизведение ушедшей эпохи, известной нам по множеству других фильмов и сериалов. Среди них можно назвать "Дневники баскетболиста" (1997) с Ди Каприо, односезонник "Freaks and Geeks" (1999). Фильм, проникнутый ностальгией по детству и реконструирующий его, рассказывает историю взросления малыша Стиви, который больше не хочет быть ребёнком. Он примыкает к независимой компании подростков-скейтбордистов, с которой начинает проводить время – удивительно, но здесь к нему относятся как к равному.
Основная движущая сила этого фильма – чувство утраты и стремление вернуться в прошлое. В то время, когда музыку слушали на кассетах, и все мы хотели вырасти в кого-то большего – хулигана ли, скейтера, музыканта, писателя или простого хорошего парня. Так и Стиви – несмотря на малый возраст, он стремится к трудностям взрослой жизни, и хочет жить, как и Леди Бёрд, как и героини "Женщин 20-го века", жизнью полной, без удержки – несмотря на то, какие проблемы встанут у него на пути.