Остров Пасхи, или Рапануи на местном наречии, - это крошечный (165.5 кв. км) клочок суши, затерянный в Тихом океане на полпути между Таити и Чили. Он является самым изолированным обитаемым (около 2000 чел.) местом в мире.
Береговая линия Рапануи украшена сотнями насупленных истуканов-туземцы называют их «моаи». Каждый вытесан из цельного куска вулканической породы; высота некоторых почти 10 м. Все статуи сделаны по одному образцу: длинный нос, оттянутые мочки ушей, мрачно сжатый рот и выступающий подбородок над коренастым торсом с прижатыми к бокам руками и лежащими на животе ладонями.
Истуканы стоят шеренгой параллельно берегу, достаточно далеко от линии прибоя. Волны до них не достают. Но один натуралист рассказал, что в 1960 году цунами, вызванное подводным землетрясением, утащило статуи метров на триста от постамента вглубь берега.
На прежнее место сперва поверженных, а затем унесенных волнами исполинов, поставили японцы в начале 1990-х годов. Примерно с тех пор туристы зачастили на остров.
Процесс обработки и транспортировки:
Как долбили вулканическую гору и делали из нее истуканов – загадка. А как переносили и ставили истуканов – это самая большая тайна острова Пасхи. Для обеих загадок появились десятки отгадок (или, догадок) – от научно-реалистических, правдоподобных до безумно-фантастических, бесподобных по глупости.
В основном на этих двух темах строятся все спекуляции, и ими же подогревается интерес к острову, как туристическому объекту. Кто «все эти люди, как они сюда попали», чудесная письменность ронго-ронго, причины гибель рапануйской цивилизации – все это второстепенно по сравнению с вопросом: «как они это сделали, перенесли и поставили, да еще и шапки надели!?»
По первому вопросу (как делали моаи) есть исчерпывающие ответы от Тура Хейердала: Процесс был долгим. Сначала обтесывали переднюю часть изваяния — спина статуи была соединена с породой. Работали ручными рубилами из базальта. Базальт намного тверже туфа, но и он быстро затуплялся, поэтому в каменоломнях повсюду разбросаны тысячи базальтовых рубил.
Готовый истукан стоял закопанным в глубокой яме, ожидая очереди на транспортировку к месту назначения.
Затем статую укладывали горизонтально и перетаскивали к месту установки. Поднимали её сантиметр за сантиметром, используя ваги и подкладывая под идола камень за камнем, пока идол не вставал на ноги. Тур Хейердал на практике проверил этот способ. Примерно две недели понадобилось островитянам, чтобы поставить лежачего истукана на платформу.
После того, как моаи занимал свое место на аху, ему делали глаза и водружали на голову «пукао» — символическое изображение пучка волос, собранного в узел. Пукао изготавливали в другом месте острова из красного туфа. Оно весило несколько тонн.
Впрочем ничего сверхестественного...да и никакой тайны нет. Сила инженерной мысли,да и только!
Спасибо за внимание!