Проблема положительного героя в литературе русского реализма XIX стояла еще со времен Н.В. Гоголя. Критики обвиняли автора "Мертвых душ", что все его герои карикатурны, что у него нет ни одного положительного персонажа.
Во втором томе своей гениальной "поэмы" Гоголь попытался "вывести на сцену" своего положительного героя в лице помещика Костанжогло, но получившийся образ оказался неубедительным. Неудовлетворенный результатами своей работы, писатель сжег рукопись...
Над решением проблемы русского положительного героя бились многие
великие писатели: И. Тургенев, Л. Толстой, Ф. Достоевский... Насколько успешно - судить Вам. Но я имею ввиду другого писателя.
Я хочу рассказать о творчестве замечательного русского писателя, уроженца города Орла, Николая Семеновича Лескова (1831-1895 гг.). Он также пытался создавать в своих произведениях образы положительных героев.
Лесковские праведники и мученики являются своеобразным отражением представлений русского народа о правде и справедливости.
Сергею Сергеевичу Окользину, моему соседу по
деревне Бежин Луг, посвящаю
Среди его колоритных и очень народных положительных персонажей нет революционеров и борцов за счастливое царство трудящихся. И тем не менее язык не повернется обвинить их созерцательности и пассивности.
Это активные и деятельные личности. Только усилия их направлены не на воплощения абстрактных идеалов завтрашнего для, а на каждодневную помощь страждущим людям.
Их кредо - деятельное добро.
Наиболее известны три произведения Лескова, в которых выведены положительные персонажи: "Сказ о тульском косом левше..."; "Очарованный странник" и "Тупейный художник".
Однако мне по душе главный герой другого, гораздо менее известного и реже упоминаемого критиками произведения Лескова. Я имею в виду его большой рассказ или повесть "Несмертельный Голован".
Но в начале несколько слов о новаторстве Лескова.
Когда я читал и перечитывал его "Несмертельного Голована" (это сложное по стилистике и литературной форме произведение, требующее от читателя для своего правильного восприятия некоторых интеллектуальных усилий), то не мог избавиться от ощущения, что когда- то уже читал нечто подобное раньше...
Прежде всего вспоминается "Сто лет одиночества" Г. Гарсиа Маркеса.
Тот же стиль, то же переплетение реального и фантастического, то же сочетание народных сказаний и действительных событий, как в у гениального колумбийца, и, вообще, как в современной латиноамериканской литературе.
То есть Лесков в этом большом рассказе, или небольшой повести, во многом предвосхитил излюбленные художественные приемы литературы современного XX века.
Главный герой повести, Голован, - это настоящее воплощение деятельного добра, сильный, бесстрашный и самоотверженный подвижник, всегда приходящий на помощь людям.
Лично мне он более симпатичен, чем одержимый странными порывами и видениями "очарованный странник" Иван Флягин из одноименной повести (убил из озорства пожилого монаха, запорол плетью киргиза (казаха) на ярмарке, утопил, хоть и по ее просьбе, цыганку Грушеньку).
Во время войны Голован (это прозвище, имя в народной памяти не сохранилось) служит адъютантом у генерала Ермолова и за свои заслуги получает от генерала деньги на "вольную" (освобождение от крепостной зависимости) и обзаведение хозяйством.
Он поселяется на краю города Орла, в заброшенном сарае над рекой Орлик, покупает коров и живет продажей молока и сливок...
Голован неутомим, энергичен, приветлив. Все знают его скромность, неподкупную честность, подпрыгивающую походку и широкую, открытую улыбку.
Когда в Орле случается губительное "моровое поветрие", от которого умирают тысячи горожан, и люди бояться заходить в дома, где есть заболевшие, Голован один бесстрашно ухаживает за больными, как-будто "язва Голована не касалась".
За это удивленные обыватели и прозвали Голована "несмертельным" ( т. е. "бессмертным" на местном говоре).
Только городской пастух рано утром случайно увидел, как косивший на берегу Орлика Голован, заметив язву на ноге, отрезал себе половину икры острием косы и бросил кровавый кусок плоти в воду...
Отсюда и его легкая хромота и подпрыгивающая походка.
Даже таинственная смерть Голована - он провалился в горящий погреб на пожаре, когда спасал имущество соседей-обывателей - и та, каким-то образом, послужила подтверждением легенды о его "несмертельности".
Ведь мертвым Голована никто не видел.
Может быть он и действительно был "несмертельным"? По крайней мере такими подобные идеальные подвижники, редко, но встречающиеся и в реальной жизни, и остаются в памяти людей.
Продолжение следует...