В статье продолжается диалектический разбор русской народной сказки "Лиса, заяц и петух". В этот раз мы выясним на сколько важно, для понимания сообщения, выявить внутренние связи явления и установить взаимоотношение меду явлениями. Выясним почему собаки, медведь и бык с позором бежали с поля боя и как петуху удалось прогнать лису. В конце, предъявим петуху обвинение и объявим перерыв для подготовки к судебным прениям.
Вступление
1. В первом томе дела мы разобрали некоторые основные принципы диалектики: пространство, время и движение.
2. Анализировали их, каждый в отдельности, поэтому сложилось мнение, что они не связаны друг с другом. В этом томе, объясню почему так получилось. И отвечу на вопрос об ошибке в обвинении лисы.
3. Каждая вещь раскрывает своё значение только в движении. Для примера, возьмём первое попавшееся слово: у меня, это слово, – куст. Вы можете выбрать своё попавшееся первое и даже второе попавшееся слово.
4. Итак, – куст. Нет нужды объяснять значение этого слова. Каждый знает: куст – это совокупность листьев и веток торчащих из одного места.
5. Нам не достаточно одного знания значения слова, чтобы понять сообщение. «Куст и куст, ну и что. Что с ним делать-то?« Не правда ли, – когда ваш собеседник скажет лишь одно слово, не понятно, зачем оно ему понадобилось, но, самое главное, – зачем слово это нужно вам.
6. Поэтому поводу есть хороший, старинный анекдот:
– Приборы…
– 200...
– Что 200?
– А что приборы?
7. Чтобы понять собеседника нужно что-то ещё: добавим действие: я вижу куст. Ситуация начинает проясняться. Мы уже можем говорить о пространстве, времени и действий.
8. Я вижу куст – означает что ваш собеседник находится состояние когда полученный его глазами сигнал определяется мозгом как куст. Также мы можем говорить уже о времени: видит он этот куст в момент говорения, в пространстве существуете вы, собеседник и куст.
9. Сообщение в котором есть предмет, действие - выполняемое этим предметом или действие, выполняемое над предметом, — уже можно назвать предложением. (Односоставные предложения мы сейчас не разбираем. Кстати, – односоставное предложение невозможно, например, в английском языке.)
10. Теперь понятно, зачем в школе заставляли заниматься бессмысленным синтаксическим разбором предложения? Подлежащее – это предмет, сказуемое – способ существования предмета. В логике, чьим порождением является синтаксический разбор предложения, подлежащие называется – субъект, сказуемое – предикат. Кому-то ещё нужны бессмысленные курсы логики? Зачем тратить время, обучаясь тому, что итак, до слез учил 11 лет в школе (добавил алгебру и геометрию). «Логика – это наука, – сказал однажды французский мыслитель Рене Декарт, – бестолково рассуждать о том, чего не понимаешь.« Тем более, метод диалектики сильно отличаются от метода логики. В чем мы убедимся позже: в судебных прениях в защиту петуха.
11. Но, мы немного отвлеклись от темы нашего дела. Зато, теперь знаем зачем нужно отделять действия, производимые объектом: уберите действие, и вы лишите предмет не только значения, но и смысла. Зато, мы вспомнили хорошо знакомый с детства способ выделить предмет и движение, - синтаксический разбор предложения.
12. Вернёмся к сказке, вернее, к уголовному делу номер 14 «О том как лиса выгнала из дома зайца, а петух убил её за это».
13. Сегодня мы:
1) проведём инвентаризацию оставшихся явлений;
2) узнаем, что такое связи внутри и между явлениями;
3) предъявим обвинение петуху.
Инвентаризация
14. Мы уже хорошо умеем выделять явление в пространстве, времени и его действие, поэтому, не будем повторяться: сразу выделим интересующие нас явления.
15. К первому явлению мы отнесём встречу зайца с собаками, медведем и быком. В каждом из этих явлений происходят одинаковые действия: встреча зайца с помощниками – попытки помощников прогнать лису – их неудачи. Для экономии времени будем рассматривать эти три явления как одно действие: назовём его – помощники зайца.
16. Отношения между помощниками и лисой.
17. Встречу зайца с петухом, мы разберём отдельно от помощников.
18. Следующим явлением мы будем рассматривать взаимоотношения между петухом и лисицей.
19. Закончим, – убийством лисы.
Помощники
21. Несчастный, лишенный крова, бредёт наш зайчик, не зная куда, пыльной просёлочной дорогой, обливаясь горючими слезами, и встречает помощников.
22. Каждому он рассказывает о своём горе и каждый зверь, в благородном порыве, старается помочь униженному зайчику.
23. Не нужно проводить глубокий анализ мотиву помощников: они искренно хотят помочь маленькому звереку. Заяц, не на что не надеясь, принимает помощь. Это - внутренние связи явления.
24. Каждый помощник, – зверь. Он намного сильнее лисы поэтому, их размер и сила внушают слушателю уверенность: спасённый зайчик вернётся в свой родной дом. Однако, очень скоро, мы разочаровываемся в предположении.
Лиса и помощники
25. Каждый из помощников, уверен в своем превосходстве над рыжей плутовкой. Они подходят к занятой избушке, и начинают гнать лису. В контексте сказки, слово “гнать” осмысливается так: помощники встали в устрашающую позу и суровым, грозным голосом потребовали: “ Поди, лиса, вон!«
26. Не тут то было! Лиса не из пугливых! «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по заулочкам!«, – бесстрашно угрожает лиса расправой заячьим помощникам. Несмотря на свое превосходство в силе, помощники, позорно бегут с поля до начала боя. Почему же так вышло?
27. Помощники опасные и мощные животные поэтому надеялись только на свое превосходство в размерах и силе. Они не потрудились подготовить необходимые для победы условия. Лиса же, применила тактический приём, просто напугала их, у страха глаза велики. Представьте, был ли ли у захватчицы шанс победить свору собак, могучего медведя и огромного быка, – в открытом бою. Нет! Ни единого шанса! Лиса победила помощников военною хитростью, – вселив в них трепет и ужас за свои трусливые шкуры.
28. Итак, в основе взаимоотношений между лисой и помощниками, — страх.
Встреча с петухом
29. Встреча зайца и петуха похожа на встречи с помощниками: он предлагает свою помощь.Но, как петух прогонит лису, которая с лёгкостью может его сожрать!? Вот и заяц не верит ему.
30. Петух, резко выделяется своей слабостью, поэтому не возникает сомнения, — птицу постигнет та же участь, он с позором убежит. Так связаны друг с другом явления между помощниками и петухом: контраст в силе и предвосхищение разгрома петуха. Это — внешние связи.
31. Несмотря на свой не героический вид, петух уверен в победе, и сейчас мы узнаём причину его смелости. «Кукареку! Несу косу на плечи…«, – кричит петух. Вот она! Причина уверенности петуха в своей победе: длинная, тонкая и острая как бритва железяка, по-просту – коса! Это основное отличие образа петуха от предыдущих помощников: простое и надёжное как автомат калашникова орудие труда, которое в умелых крыльях, вскоре, превратится в грозное оружие возмездия.
32. Но мы разобрали лишь начало боевого клича петуха. Во второй части, – он прямо сообщает зачем ему нужна коса: «… Хочу лису посечи!«, – и, как бы понимая, что у лисы против грозного оружия только усы, лапы и хвост, петух, приказывает ей: «… Поди, лиса, вон!«
33. Вернёмся, ненадолго к различиям между петухом и помощниками. Петух, вооружён, а помощники надеялись только на свою физическую силу. Но это не есть различие между ними, у них разная боевая подготовка.
34. Вспомните, как помощники подходили к штурму захваченного дома… Тихо. Вряд ли прятались, — но тихо. Мы ведь установили, что они были уверены в своем превосходстве и посчитали не нужным обеспечить условия для победы.
35. Петух же, громко известил лису (воспользуемся канцелярским языком) о цели своего визита: он идёт – убивать её, как на работу.
36. В этот раз страх, который был верным союзником лисы против опасных зверей, подло предал её, и переметнулся на сторону наглой, не знающей жалости птицы.
37. Петух благоразумно позаботился о разгроме врага: он задолго до подхода к дому зайца, стал запугивать лису.
38. Помните наши рассуждения о жизни куста, как мы определили действие и время в котором оно совершается? Так же поступим с петушиными угрозами. О том что он запугивал лису по дороге к дому, мы можем судить по неоконченным формам глаголов в боевом клича петуха: «несу «, «хочу« и «посечи« – действие происходит в момент говорения, а значит, на подходе к дому. Слово "несу" означает, что петух идёт во время говорения, а троекратное его повторение указывает на продолжительность пути.
39. Это явлении заканчивается тем, что петух добивается своего. Лиса испугалась и без боя покинула надёжное убежище. На это нам прямо указывает рассказчик: в сказке не описан жестокий поединок между коварной лисой и героической, вооружённой до клюва смелой птицей. Испуганная лиса постаралась скрыться, спасти свою жизнь: «…Лиса выбежала…» Жаль что она не успела сделать этого раньше… Могла бы остаться в живых… Остановимся, – перейдём к следующему явлению.
В конце сказки добро поставит зло на колени и зверски убьёт
40. Испуганная лиса освобождает захваченный дом, но петух, выполняет свою угрозу. Он хладнокровно зарубил остро заточенной косой несчастную лису, пытавшуюся скрыться без боя. Возникает вопрос, – действительно ли петух хотел помочь зайцу? Может цель в другом? Петух получает удовольствие от убийства!? Не случайно, по-видимому, у него на плече оказалась коса. – Жизнь зайца, похоже, находится в ещё большей опасности.
Обвинение петуха
41. Теперь наше «внутреннее убеждение» нисколько не сомневается в том, что петух убил беззащитную лису просто так, для удовольствия. Выражаясь языком уголовного закона — «из хулиганских побуждений«. Пора предъявлять обвинение!
42. Но перед этим, разберёмся, почему обвинение лисе, которые мы предъявили в первом томе дела – ошибка. Все просто: лиса – убита. Нет тела, – нет дела. Если, конечно родственники лисы не решат отстаивать её честное имя. Но, заступиться за неё – некому. Одинокая и несчастная была погибшая страшной смертью лисонька.
43. Однако, только ли петуху предъявим обвинения? Заяц - избежит социальной справедливости?
Во-первых, во время убийства он был рядом с петухом, но не остановил его. В современном уголовном судопроизводстве это уже можно назвать группой лиц.
Во-вторых, своими слезами и несчастным видом, заяц, подначивал петуха убить лису, поэтому, социальная справедливость не будет спокойно спать если хитрый подстрекатель избежит сурового, но справедливого наказания.
44. Видите, какие необычные связи выявляются при подробном анализе!? (Это во мне говорит бывший старший следователь. Ост-а-лся ещё...) Обвинение будем предъявлять группе лиц.
45. В обвинении петуху и зайцу не будем описывать действия лисы, для краткости.
Постановление о привлечении в качестве обвиняемого
46.… Лишенный жилища заяц, имевший реальную возможность обратиться за помощью в правоохранительные органы, решил самостоятельно вернуть свою избу.
Воспользовавшись своим несчастным видом и беспомощным состоянием он спровоцировал собак, медведя и быка выгнать лису из своего дома. Но они не смогли осуществить замысел.
Продолжая ранее возникшие преступный умысел, заяц, встретил петуха, способного по своим морально-волевым качествам совершить убийство.
Используя мотив жалости к себе, заяц, путём обманом и злоупотребления доверием, вынудил петуха выгнать лису. Петух дал согласие на участие в преступлении.
После чего, реализуя совместный преступный умысел, понимая общественную опасность своих действий, петух стал угрожать лисе убийством, принесённой с собой косой, используемой в качестве оружия.
Лиса, опасаясь за свою жизнь, покинула жилище зайца и попыталась скрыться в ближайшем лесу. Однако, петух, желая довести до конца ранее возникший совместно за зайцем преступный умысел на лишение лисы жизни, догнал её, и воспользовавшись в качестве оружия принесённый собой косой, зарубил её.
Таким образом, заяц и петух совершили преступление, предусмотренные пунктами ж, и) части второй статьи 105-й Уголовного кодекса России.
***
47. Мы закончили изучать письменные доказательства дела. Если ни у кого нет дополнений, — пора готовиться к прениям. Петух, естественно, ходатайствует о рассмотрении его дела судом с участием присяжных заседателей.
48. Объявляется перерыв. Стороны должны подготовиться к судебным прениям. Первым выступает государственный обвинитель. За ним, если останется время, – защита.
Адвокат М.И. Ладгин