В заключительной части нашего повествования мы продолжаем рассказ о пикантных страницах русской и советской истории. Кто не ознакомился с началом очерка, можете прочитать здесь (часть 1, часть 2)
Любовь по приказу
В IXX веке отношение в обществе к "домам терпимости" было несколько иным чем сейчас. Посещение подобных заведений, в мужской среде, не считалось чем-то постыдным или недостойным. Эту тему, конечно старались не обсуждать при дамах, но многие молодые люди свой первый опыт с женщинами получали именно там. Иногда их туда приводили друзья, старшие братья и даже собственные отцы. Известен исторический факт, когда студентов Казанского университета за отличную учебу иногда премировали купонами на посещение публичных домов.
Но особенно прагматичным и деловым был подход к этому вопросу у военных. В 80-х годах IXX столетия, с целью сократить заболевания сифилисом, обсуждался вопрос об открытии специальных солдатских заведений, которые должны были пополняться здоровыми молодыми крестьянскими вдовами. Одним из ярых сторонников этой идеи был генерал М.Скобелев, который сам скончался от сердечного приступа в объятиях известной московской кокотки Шарлотты Альтенроз в нумерах "Англия", что на углу Столешникова и Петровки.
В архивах сохранились приказы по различным военным училищам, в которых определялся порядок посещения заведений юнкерами и кадетами старших курсов.
В качестве образца приводим выдержку из Приказа начальника Александровского военного училища генерала П.Н.Григорьева от 20.02.1897г. :
"Дабы обезопасить юнкеров от заразы сифилисом при половых отправлениях, устанавливается следующее:
Для посещения юнкерами мною выбран дом терпимости Морозовой.
Для посещений устанавливаются понедельник, вторник и четверг ...
В дни, указанные для посещения ... врач училища предварительно осматривает женщин этого дома, где затем оставляет фельдшера, который обязан наблюдать:
а) чтобы после осмотра врача до 7 часов вечера никто посторонний не употреблял этих женщин;
б) чтобы юнкера не употребляли неосмотренных женщин или признанных нездоровыми;
в) предлагать юнкерам после сношения омовение жидкостью, составленной врачом.
Посещение проходит коллективно.
Плата фиксированная 1р.25 коп., причем можно за эти деньги совокупиться только раз и не больше 1/2 часа времени.
Юнкера во время совокупления должны соблюдать порядок и тишину, а дежурный офицер, приняв команду, должен принять доклад фельдшера о благополучии совокупления.
Расчет юнкера ведут сами. При этом они должны помнить, что более позорного долга, как в доме терпимости, не существует" (Голосенко, Голод, 1998. стр. 49; Скородумов, Борисов, 2007)
Вот так, по-военному все четко. В дополнение к написанному можно добавить, что посещение заведения было делом добровольным и никого насильно туда не водили. Также определялось количество юнкеров, которые смогут посетить учреждение за один день (из расчета 3 человека на одну девушку), а все возможные скандалы и недоразумения должен был решать, сопровождавший группу унтер-офицер.
Богема и куртизанки
Так уж случилось, что биография многих выдающихся деятелей литературы и искусства отмечена эпизодами посещения "веселых заведений". Более того, впечатления полученные там остались в романах и на полотнах художников.
В первой части нашей истории, мы рассказывали о известном московском заведении под названием "Рудневка". Так вот в соседнем здании в 70-х годах IXX века проживал А.П.Чехов, правда тогда он еще не был известным писателем. Надо сказать, что А.П.Чехов очень хорошо знал жизнь публичных домов, так как был частым гостем там. Первый раз он оказался в заведении очень рано, ему было всего 13 лет. Можно вспомнить автобиографический рассказ великого писателя под названием "Припадок", где он изобразил себя и своего друга писателя Лескова в образе друзей студентов посещающих бордель.
Кроме Чехова можно вспомнить и других мастеров пера и кисти. Лесков, Блок, Достоевский, Толстой, Куприн, Врубель, Маковский, Салтыков-Щедрин, Немирович-Данченко, Перов, Горький и др. Яркие образы многих "ночных бабочек", созданные с поразительной достоверностью остались в произведениях этих авторов - "Яма", "Воскресение" (Катюша Маслова), "Преступление и наказание" (Сонечка Мармеладова), "Идиот" (Настасья Филлиповна), стихотворение Блока "Незнакомка", картина Маковского "Освящение публичного дома", картина Перова "Утопленница" и др.
Интересна история этой картины ("Утопленница"). Василий Перов хотел написать полотно с социальным подтекстом. Многие куртизанки, когда теряли свою привлекательность или заражались сифилисом кончали жизнь самоубийством, в том числе и часто топились. Для того, чтобы картина отличалась достоверностью, художник получил разрешение использовать в работе "натуру" в московском морге. Каково же было его удивление, когда в одном из тел он опознал известную московскую проститутку, хорошо знакомую ему под именем Фанни. Кроме своей обычной работы, она часто позировала многим художникам в качестве натурщицы. Кроме картины, эта история осталась и в рассказе под названием "Фанни под №30", который также написал В.Перов.
Справедливости ради необходимо отметить, что подход русских клиентов к посещению заведений, кардинально отличался от европейского. В глазах большинства посетителей - представителей интеллигенции, которые посещали дома терпимости в основном по "физиологической потребности", - изощренность сладострастия представлялась чем-то низким. Можно вспомнить письмо Чехова А.П., где он с раздражением критикует творчество Э.Золя, и дает ему прозвище "гастроном и знаток блуда, готовый употребить женщину по 33 способам, чуть ли не на лезвии ножа."
Русская интеллигенция, страдающая комплексом вины перед народом превращает проститутку в некий символ, вобравший в себя все несчастья и несправедливости, которые свершались над личностью на протяжении всей истории.
В России литература всегда была больше чем чтение и оказывала сильное влияние на реальную жизнь. В конце 19 века в общественной жизни получает развитие движение по спасению падших женщин. Начитавшись классической литературы, романтически настроенные юноши (в основном из студентов) ведут кокоток под венец или пытаются обустроить их материальную жизнь и приобщить к нормальной жизни. Они рассматривали это в качестве некоторой формы "хождения в народ".
В этой связи можно вспомнить легендарного лейтенанта Шмидта, женившегося из высоких соображений на куртизанке или поэта Некрасова, вторая жена которого Ф.Викторова некоторое время трудилась в заведении по названием "Под ключом".
Мужская любовь
Не чуждым явлением для России начала 20 века был гомосексуализм и мужская проституция. Существовала профессиональная гильдия продажных мужчин ("кинедов") под названием "Артель развратников". Работали они в основном в банях в Москве и Петербурге и кроме услуг по помывке предоставляли и другие.
В Москве были места, где можно было легко познакомиться с "дружком". Такой излюбленной точкой, вплоть до 30-х годов прошлого века, был Никитский бульвар. По пятницам и субботам тут собиралось "общество" из 300-400 человек. Со временем это превратилось в своеобразную субкультуру, со своими жестами, жаргоном и одеждой. "Пассивных" было принято называть "графинюшками", так как они любили одеваться в женскую одежду и наносить на лицо макияж ну, а "активных" величали "женоненавистниками". "Желтая пресса" того периода писала: "Вы можете легко узнать гомосексуалиста или кокодеса - по ярко красным галстукам, это род гомосексуальной формы, у некоторых из кармана торчит и ярко красный платок".
В те годы, особенно после революции в моде был культ силы и пренебрежительное отношение к женщине. Очень много "голубых" было среди революционных матросов. Объяснялось это в первую очередь условиями службы на кораблях. Если до революции это явление существовало де-факто, то после победы пролетариата, власть посчитала представителей этого меньшинства "угнетенной царизмом прослойкой" и фактически узаконила явление.
Начиная с 1935г. (с подачи И.Сталина) начинается уголовное преследование "голубых". В УК была введена статья "за мужеложество", которая просуществовала практически до конца СССР. Пик процессов по этой статье был с 1935 по 1941 год.
Часто возникает вопрос: "Почему гомосексуалистов называют голубыми?" На этот счет существует одна гипотеза. Достоверно известно, что это название пришло в русский язык из французского, а туда из испанского. Раньше считалось, что подобные отношения между мужчинами в первую очередь присущи аристократам. В испанской провинции Кастилья, аристократы не вступали в интимные отношения с маврами и говорили, что именно поэтому у них кожа отличалась своей белизной через которую просвечивали голубые вены (по венам текла "голубая кровь"). По странному совпадению среди аристократов Кастильи было много гомосексуалистов.
Под серпом и молотом
Великая Октябрьская социалистическая революция затронула все сферы жизни, в том числе и интимную. В годы Гражданской войны бизнес по торговле телом практически сходит на нет. В стране разрушена нормальная система денежных отношений, в основном все сведено к натуральному обмену и системе пайков. Мало, кто в состоянии позволить себе оплачивать услуги куртизанок. В результате 1 Мировой войны и последующей Гражданской произошло резкое уменьшение мужского населения. Таким образом при отсутствии спроса исчезает и предложение. Отказ от институтов церковного брака стирает грань между законным супружеством и случайной связью. Появляется институт "временных жен".
С объявлением НЭПа ситуация резко меняется. Возникает спрос на "продажную любовь", опять возникают "зухеры" - маклеры, которые занимаются торговлей женщинами и "коты" (сутенеры).
Вместе с тем, партия объявляет о "сексуальной революции", институт брака и семьи признается пережитком прошлого, а некоторые из руководителей открыто продвигают идеи свободной любви. Одной из самых ярких сторонниц такой политики была Александра Коллонтай, призывавшая "открыть дорогу Крылатому Эросу" и говорившая, что "для дела революции безразлично скольких мужчин утешает женщина, главное, чтобы она не уклонялась от общественно полезного труда не взирая на должность и положение".
Во всероссийском масштабе сексуальная революция не удалась, но вот в отдельных губерниях доходило до крайностей. Для лучшего понимания атмосферы тех лет приводим полный текст Декрета Саратовского губернского совета народных комиссаров об отмене частного владения женщинами (1918 г.):
" 1. С 1 января 1918 года отменяется право постоянного пользования женщинами, достигшими 17 лет и до 32 лет.
2. Действие настоящего Декрета не распространяется на замужних женщин, имеющих 5 и более детей.
3. За бывшими владельцами (мужьями) сохраняется право на внеочередное пользование своей женой.
4. Все женщины, которые подходят под настоящий Декрет, изымаются из частного владения и объявляются достоянием всего трудового класса.
5. Распределение отчужденных женщин предоставляется Совету рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, уездными и сельскими по принадлежности.
6. Граждане мужчины имеют право пользоваться женщиной не чаще 4 раз в неделю, в течение не более трех часов при соблюдении условий, указанных ниже.
7.Каждый член трудового коллектива обязан отчислять от своего заработка два процента в фонд народного образования.
8. Каждый мужчина, желающий воспользоваться экземпляром народного достояния, должен представить от рабоче-заводского комитета или профсоюза удостоверение о своей принадлежности к трудовому классу.
9. Не принадлежащие к трудовому классу мужчины приобретают право воспользоваться отчужденными женщинами при условии ежемесячного взноса, указанного в п.7, в фонд 1000 руб.
10. Все женщины, объявленные настоящим декретом народным достоянием, получают от фонда народного поколения вспомоществование в размере 200 руб. в месяц.
11. Женщины забеременевшие освобождаются от своих обязанностей прямых и государственных в течение 4 месяцев (3 месяца до и 1 после родов).
12.Рождающиеся младенцы по истечении месяца отдаются в приют "Народные ясли", где воспитываются и получают образование до 17 лет.
13.При рождении двойни родительнице дается награда в 200 руб."
После обнародования этого Декрета несколько тысяч семей из Саратова переехали в Тамбовскую губернию и Область Войска Донского.
В 20 годы власти начинают борьбу с венерическими заболеваниями, проводя среди проституток насильственные осмотры явочным порядком. Иногда доходило до анекдотов. Так комендант Кронштадта в целях профилактики распорядился провести поголовное освидетельствование всех проживающих в крепости женщин на предмет установления девственности.
Иногда сексуальный вопрос принимал неожиданные формы. Его даже использовали для просвещения масс и в обучении грамоте. В 1931г. была издана "Советская эротическая азбука", которую придумал народный художник СССР, академик академии художеств, директор Музея изобразительных искусств им.Пушкина, лауреат нескольких сталинских премий, создатель громадного количества самых крупных памятников Ленину и Сталину, а также монументов у Кремлевской стены Дзержинскому, Фрунзе, Калинину, Жданову, Свердлову - С.Д. Меркуров. (В соответствии с требованиями канала Дзен мы не можем публиковать откровенный контент, но все желающие могут найти эту азбуку в Интернете).
Проститутки были объявлены советской властью пережитком прошлого и , как явление подлежали ликвидации. Для них открывали профилактории. Одним из которых руководила жена С.Кирова - М.Маркус. В 1922г. вводятся статьи в УК за сутенерство и содержание притонов. Начиная с 1937г. профилактории передаются в систему ГУЛАГа, а борьба с асоциальными элементами поручается НКВД. С этого момента данный промысел становится нелегальным.
Если Вам понравилась статья, то подписывайтесь на наш канал !
Тут Вы можете ознакомиться с некоторыми другими нашими статьями:
"Личная жизнь в Древней Греции"
"На пороге большого шухера"
"О бессмертии и смысле жизни"
"А был ли мальчик?"
"По следам 17 мгновений весны" (часть 1)
"По следам 17 мгновений весны" (часть 2)
"По следам 17 мгновений весны" (часть 3)
"Искусство без цензуры" (часть 1)
"Искусство без цензуры" (часть 2)
"Искусство без цензуры" (часть 3)
"Искусство без цензуры" (часть 4)
"Собачья радость"
"Оливье человек и салат"
"Что я не знаю про себя?"
"Личная жизнь Ивана Грозного"
"Некоторые мысли по поводу президентских выборов"
"3 самых критических момента Великой Отечественной войны"
"Почему белые проиграли"
"За что выступали политические партии в 1917 году"