«Зулейха открывает глаза» Гузель Яхиной долго стояла на полке ожидания. После «Обители» Захара Прилепина требовалось время на восстановление, чтобы вернуться к истории 30-х годов. Здесь тема другая, но одна из тех, что будоражит, заставляет душу возмущаться противоестественному, происходящему с человеком в мясорубке или лесорубке становления нового государства, «светлого будущего» советского народа (любая метафора здесь подойдёт, что страшнее, выбирать читателю).
Тема не новая, но пережитая и описанная современным автором. После каждой части требовалось переосмысление, поэтому пересказывала по мере прочтения родителям, вместе негодовали. После такого повествования начинаешь ценить жизнь, ценить то, что имеешь, а имеем мы сейчас многое. Лежишь на печи, как Емеля: хочу это, то, другое, пятое, десятое; все на блюдечке домой или почти домой принесли, знай электронными или наличными деньгами сори.
А было что?! Сколько пережито было людьми, чтобы мы вот так сейчас лежали, летали в другие страны, ели до отвала - и не только картошку, одевались модно, красиво, стильно, ТЕПЛО.
Одно остаётся прежним - обесценивание человеческой жизни, отличие только в том, что сейчас за преступление против личности наказывают, да и то не всегда и не всегда виноватого. А тогда... сколько расстреляли, сколько кануло в Лету в лагерях, в поездах и тюрьмах.
Да, героиней, кажется, является сама Зулейха, но, как и у Некрасова, главным героем все-таки является народ, который вроде бы и в революции поучаствовал, чтобы
сказать о себе, обозначить себя, быть равным каждому в Стране Советов, но что это было: обман, мираж?