Найти в Дзене
Первые впечатления

О «Bohemian Rhapsody», кошках и очаровании Роджера

Все материалы данного сайта являются объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение или любое использование текста без предварительного согласия правообладателя.

Продолжаем публиковать перевод воспоминаний Натана Ходжеса, поклонника британской группы Queen. Первую часть можно прочитать по ссылке.

«В конце лета 1975 года Queen снова приехали в Суррей, где на студии Ridge Farm продолжили работу над своим четвертым альбомом. Именно здесь были сделаны первые записи «Bohemian Rhapsody», «You're My Best Friend» и «'39». Фредди не называл «Bohemian Rhapsody» до середины записи, поэтому остальные музыканты и продюсер Рой Томас Бейкер просто окрестили её «Fred's Thing».

Светлый взгляд в будущее
Светлый взгляд в будущее

Помню, как основатель студии Фрэнк Эндрюс вспоминал о знакомстве с группой: «В свободное время, когда не было записей, они любили поиграть в фрисби (или «летающую тарелку») на заднем дворе студии. Нередко я видел, как Фредди уходил играть на старом пианино, которое мы тогда держали в конюшне. Туда часто пробирались кошки, которые совсем не смущали Фредди. Можно сказать, там царила особенная атмосфера».

Но могу с уверенностью сказать, что не только Фредди любил животных: Брайан всегда подробно спрашивал у владельцев дома об их домашних животных, про себя же говорил, что «давно перестал есть мясо». Роджер «подружился» с соседским лабрадором, который был таким добрым, что на нем висли все наши кошки. Джон обычно с интересом наблюдал за всем этим, но никогда не воротил нос от запаха и шерсти животных. Он только улыбался, глядя, как Фредди разговаривает с кошками. Такая домашняя атмосфера царила и во время записи «A Night at the Opera».

Фредди и Джон с новым знакомым
Фредди и Джон с новым знакомым

Рой Томас Бейкер в интервью Джеффу Коллинзу рассказал о записи «Bohemian Rhapsody»: «В первый раз я услышал «Bohemian Rhapsody», когда Фредди решил сыграть её мне в своем доме в Лондоне. Второе прослушивание состоялось уже на студии Ridge Farm, где мелодия приобрела более осмысленную форму. Фредди сыграл мне вступительную часть, после чего сказал: «Хорошо, но затем должна идти опера». Мне же хотелось узнать больше подробностей, но он не захотел раскрывать всю драматургию текста.

Песня постоянно менялась: за три недели, что мы провели в студии, на пленку было нанесено около 180 вокальных фрагментов. Не буду скрывать, что некоторые смотрели на ребят с явным недоумением, так как подобные записи были в то время большой редкостью».

Запись "A Night at the Opera"
Запись "A Night at the Opera"

Первую часть группа превратила в очень мелодичную балладу, с которой они быстро справились. Музыканты последовательно записали фортепиано, бас, гитару и ударные. Затем Рой оставил на катушке 30-секундный пробел, чтобы потом включить в него оперную часть. После баллады музыканты решили записать рок-секцию с Брайаном, который до этого потратил много времени на подготовку своего фрагмента. Когда он в первый раз сыграл эту часть, в студии воцарилась тишина, которую нарушил кто-то из группы. Позже один из инженеров признался, что многие тогда просто не поверили, что этот фрагмент сочинил один человек на одном инструменте. Возможно, именно тогда они по-настоящему оценили потенциал группы.

Случалось и немало сложностей. Например, для записи песни квартет мог использовать только 24 аналоговых трека. Кроме того, было решено сначала записать бэк-вокал, а лишь затем основные гармонии. «Это было очень сложно и необычно, - вспоминает Бейкер. – Но, если бы мы не пошли по этому пути, у нас бы просто не осталось треков для хорошего бэк-вокала. Фредди постоянно добавлял все новые «Galileo», которые, по его замыслу, должны были оттенять самые разнообразные оттенки настроения».

Роджер и Джон в студии Ridge Farm
Роджер и Джон в студии Ridge Farm

К тому времени многие в студии стали сомневаться в успехе такой записи, которая оказалась им «очень напыщенной и нелепой». Они не могли понять, зачем тратить столько ленты только на одну часть трека! Известно, что в оперной части из-за многочисленных наложений лента стала практически прозрачной, что грозило потерей записи.

Но музыканты не только трудились в студии. Они всегда вместе обедали, и за столом обычно царила очень непринужденная атмосфера. Роджер рассказывал какие-то смешные истории, но их, кажется, никогда не слышал Брайан, который после записей был полностью погружен в себя. Фредди очень красиво пил чай, одновременно пытаясь разговорить Джона.

В один из вечеров они устроились на диване и с интересом смотрели фильм братьев Маркс «Ночь в опере». Тогда у королевичей и появилась идея назвать новый альбом в честь интересного фильма.

Рядом с домом, где была оборудована студия, находился небольшой парк, в котором и была сделана эта фотография
Рядом с домом, где была оборудована студия, находился небольшой парк, в котором и была сделана эта фотография

Queen больше не записывалась в Ridge Farm, так как музыканты на долгое время уехали из страны, спасаясь больших налогов. В Суррее у них не было близких друзей, поэтому впоследствии группа предпочитала работать в других английских студиях.

Но тот загородный дом до сих пор помнит те дни, когда там записывали свои хиты музыканты Queen.

В 2004 году Брайан и Роджер вернулись в наши края, чтобы принять участие в съемках документального фильма BBC «The Story of Bohemian Rhapsody». Тогда они встретились с прежней командой, а также с удовольствием пообщались с местными поклонниками, среди которых был и ваш верный слуга.

Во время отдыха
Во время отдыха

После Queen в студии в разное время записывались Bad Company, Питер Гэбриел и Rolling Stones. О каждом из них сохранилось множество воспоминаний, но почему-то больше всего любят рассказывать о королевской четверке.

Однажды я спросил у своей супруги, почему она так любит эту группу. «Они были такими же, как мы, как все наши знакомые. Роджер очаровал всех наших юных соседок, а с Брайаном можно было поговорить на любые темы – серьезные или самые пустяковые. Фредди был очень галантным, но забывал о манерах, когда видел кошек», - ответила мне любимая Кейт. И с этим просто нельзя не согласиться, потому что именно такими мы и запомнили великих музыкантов Queen».