Если вы решите посетить Монголию , вам придется привыкнуть к режиму без правил, без сроков и без определенности. Наградой станет понимание империи Чингисхана в его бесконечной степи.
Ворота в Монголию - это прежде всего столица. Из трехмиллионного населения только одна треть живет в Улан-Баторе - мегаполисе, который не может более отличаться от остальной части страны. Мы не останавливаемся в современном городе и немедленно двинулись на 400 километров на запад в город Чарчорин (или Каракорум), который когда-то был главным центром империи Чингисхана .
Во время пятичасовой поездки водитель иногда останавливается, чтобы передать грузы от родственников в столице местным участникам дорожного движения. Они пользуются этим, быстро садятся в автобус и предлагают пассажирам различные сладости, еду и домашние продукты. Мы встречаем стада овец, коз, коров и яков, несколько верблюдов и особенно лошадей. Ведь в Монголии на душу населения приходится 17 голов крупного рогатого скота .
Чарчорин, некогда знаменитая резиденция Чингисхана
Одной из достопримечательностей Чарчорина являются каменные статуи четырех черепах, которые граничат с этим районом. На холме над городом, недалеко от одного из них, есть еще одна каменная работа. Гигантское изображение мужской конечности, которую посещают те, кто верит в это, чтобы благословить ребенка.
Но Чарчорин особенно гордится храмом Эрдэнэ Зуу , одним из крупнейших в стране. В его раскопках были найдены артефакты времен Чингисхана и вождей после него. В стенах Эрдэнэ Зуу монахи по-прежнему живут и практикуют свои учения, призывая буддистов молиться, дуя рогом из раковины, и шепча свои мантры, вращая молитвенные цилиндры. Рядом с храмом стоит вторая из защитных черепах и музей, посвященный Монголии японцами. Он стоит на месте раскопок, и нас особенно заинтересовал тот факт, что уже в 14 веке у них была развитая система подогрева пола.
Если вы любитель моды, вы можете вечером позировать в традиционной монгольской мантии или надеть ее прямо на камерный концерт горлового пения, который проходит почти каждый день в юртах.
Стоп на запад
Вы не закончите. Мы слышали это заявление каждый раз, когда мы рассказывали монголам о нашем намерении куда-нибудь пойти. Основание для остановки в Монголии - иметь много времени и запасной план на случай, если мы действительно не сможем никого остановить. На самом деле это означает ходить или оставаться на месте и попытать счастья на следующий день.
Первая проблема, с которой сталкивается автостопщик в Монголии, - это куда вообще идти. В местной степи водители ищут наиболее приятный маршрут методом проб и ошибок. Если им не нравится тот, на котором они находятся, они создадут свое собственное в нескольких метрах. И так просто получается, что дорога из пункта А в пункт В составляет восемь полос и шириной более 100 метров.
К счастью, человек приводит нас к маленькому грузовику. Он приятно дует на тело, но из сумки перед нами слышны неприятные звуки стонущего кота. Когда водитель останавливается посреди пастбища, чтобы вести свое стадо овец и коз в правильном направлении, он просто улыбается нам, указывает на сумку с кошкой и говорит: «Мяаау». Мы обмениваемся с людьми непонятными взглядами и желаем им приятного аппетита обед.
Мы проведем целый день, путешествуя автостопом по местным дорогам, а вечером нас посадят возле деревни Бат-Улция, где мы проведем ночь и продолжим путь в монастырь на следующий день.
Между нами и деревней протекает река, с помощью которой нам помог охотник из соседней юрты. Он увидел нас на расстоянии, перепрыгнул через скалы в реку, взял мой рюкзак и ждал, когда мы доберемся до другой стороны. Только в его юрте мы понимаем, что наш спаситель пьян и с радостью предлагает нам присоединиться к нему. И вот впервые мы сталкиваемся с монгольской специальностью - молочная водка. Он подается нам в бокале, на котором застряли остатки пищи, и, просто понюхав, мы чтобы не обидеть наших хозяев, мы выпили напиток . К счастью, помимо водки, мы также получили кумыс - кислое кобылье молоко, которое, несмотря на свое происхождение, вкуснее.
Хозяин даже готовит нам обед - горку мяса с горкой риса и горкой картошки. Если вы вегетарианец, вы можете задуматься о поездке в Монголию. Монголы живут в основном на мясе , поэтому вы можете есть рис на протяжении всего пребывания. Детей привели в нашу комнату на ужин, они спорили за дверью о том, кто придет к нам за деньгами. Мы услышали это от повторения слова «деньги».
На следующий день мы идем в основном самостоятельно и снова идем по бесконечной степи. Через несколько километров к нам подходит десятилетняя девочка и предлагает прокат лошадей в монастырь. Только цена на монгольском снова высока, поэтому мы с улыбкой отказываемся и идем дальше. Днем облака рассеиваются и начинает идти дождь, мы быстро расставляем палатку в качестве укрытия и готовим обед. Обязательно иметь запасы продовольствия на несколько дней на случай, если вы окажетесь в пустыне. На расстоянии мы наконец видим юрты. Ветер поднимается, и это похоже на дождь. После того, как монгол предложил нам одной из юрт, что мы можем переночевать у него, мы согласились.
Внутри юрты они разжигают огонь, и двое детей сразу начинают интересоваться всеми нашими вещами. Цветных карандашей и бумаги на некоторое время хватит, но потом появляется камера и телефоны. Хотя они живут посреди монгольской степи, смартфон для них не новшество.
К Тувхунскому монастырю
Мы уезжаем рано утром, окружающие юрты все еще спят, а погода выглядит не предсказуемой. Примерно через час начинает моросить, а затем идет дождь. После трех часов блуждания в гору в ливне и грязи мы идем к самому монастырю Тувхун . Один из старейших буддийских храмов в стране построен на холме посреди скал, как и большинство буддийских построек. Монахи, которые живут здесь, зависят от помощи монголов. Поэтому вокруг монастыря построены три юрты, где монгольская семья готовит монахам один прием пищи за другим. Для нас это означает только одно - укрытие от постоянного дождя и огня, где мы греемся.
Семья в юрте принимает нас с улыбкой и предлагает еду, которую они готовят. Мы едим лапшу с мясом и овощами своими руками и возвращаем тарелки полностью чистыми. Как только одна еда приготовлена, другая начинает готовиться немедленно. Так мы проводим целых четыре часа, проведенные с ними. Мы попробовали много чая , конфет и сладкого риса с цукатами, во время которых у семьи закончились столовые приборы. Но одна из поваров сразу же взяла кусок дерева, из которого она ловко нарезала маленькие ложки в одно мгновение.
От монастыря в хорошую погоду можно продолжить путь на запад к водопаду Орхон на одноименной реке.
Вся поездка, включая храм и водопад, обычно может быть завершена за два дня платной машиной и гидом. Но настоящее приключение ждет вас там, в бесконечной степи.