Педагоги, школьники и их родители этой весной были вынуждены познакомиться с основами дистанта. Но поскольку к переходу на такую форму обучения мало кто был готов, для всех участников образовательного процесса по-прежнему многое остается неясным. Как выстроить изучение предмета, чтобы не возникло отставания от программы? Как заинтересовать детей и удержать их внимание? Какие цифровые инструменты эффективны при проведении онлайн-уроков? Как работать с домашними заданиями и контролировать успеваемость? На эти и другие вопросы педагогов и родителей отвечает эксперт Елена Щеплова, руководитель направления «Сервисы для учителя» образовательной онлайн-платформы «Учи.ру».
Благодарим всех, кто принял участие в опросе! Ниже приводим видеоразбор самых интересных тем и ответы эксперта.
Учебный год, а вместе с ним и дистант, слава богу, закончился. Но говорят, есть вероятность, что осенью нам снова предстоит вести уроки онлайн. Будут ли разработаны, наконец, удобные учителю платформы? Этим кто-то занимается? Это же невозможно! В Skype собрания, по почте домашние задания, вести учет посещаемости вообще нереально. А сколько отчетности приходилось сдавать – лучше не буду рассказывать. А самое главное – от родителей недовольства еще больше. При том, что им самим стоило бы больше заниматься детьми. Будет ли свет в конце тоннеля?!
@Наталья Семеновна, учитель
Елена Щеплова: Общаясь с большим числом учителей, мы действительно наблюдаем определенные сложности и активный поиск удобного решения. Конечно, нам всем хочется иметь «волшебную пилюлю» (платформу), которая снимет все наши боли в связи с переходом на дистанционное обучение.
Не уверена, что существует решение, которое бы подошло всем без исключения, но сейчас выбор инструментов значительно увеличился — найти более удобные вполне реально.
Чтобы не приходилось проводить уроки в Skype, мы на «Учи.ру» запустили сервис «Виртуальный класс», который позволяет собрать всех учеников вместе по видеосвязи прямо внутри личного кабинета учителя. Также на платформе педагог может задать домашние и проверочные работы и получить автоматическую проверку, статистику по решенным заданиям и удаленным занятиям в режиме реального времени.
Сейчас более 350 тысяч учителей пользуются сервисами «Учи.ру»: «Виртуальным классом», который позволяет проводить видеоуроки на 30–35 человек, «Домашним заданием» и «Проверкой знаний».
В поддержку педагогов, учеников и их родителей наша команда открыла сайт, посвященный дистанционному обучению, где собраны ответы на частые вопросы, выложены инструкции ко всем нашим сервисам.
Здравствуйте! Сын закончил 10-й класс, мечтает стать программистом, поступать будет в следующем году. На каких платформах лучше всего готовят к ЕГЭ по информатике? Спасибо.
@Ilya Bond
Елена Щеплова: Прежде всего вам нужно определиться с форматом обучения — индивидуально или в группе. В первом случае я рекомендую поискать репетитора на платформе Profi.ru или в вузе, куда собирается ребенок. Там же можно узнать про обучение в группе. Не забывайте о пособиях, которые помогут подготовиться к сдаче экзамена:
- «Информатика. 320 типовых заданий» (под редакцией Д. М. Ушакова);
- справочник ЕГЭ для 10-го класса (автор К. Полякова);
- пособия для подготовки к ЕГЭ.
Кроме того, я рекомендую посмотреть больше видео о профессии и начать уже сейчас изучать языки программирования. Для этого подойдет, например, Codecademy. Осваивать технологии, делать свои проекты, приложения можно и до поступления в университет — это поможет в дальнейшем при построении профессионального пути.
Здравствуйте, какие онлайн-курсы и уроки посоветуете для летних занятий с ребенком (переходим в 3-й класс). Наша цель – не забыть программу. При этом хочется, чтобы было нескучно и несложно. Спасибо.
@cjdf-cjdf
Елена Щеплова: Приходите к нам! На платформе «Учи.ру» есть отличные интерактивные курсы по математике, русскому и английскому языкам, окружающему миру, программированию и планированию. Кроме того, чтобы не забыть школьную программу, у нас есть онлайн-уроки с преподавателями. Также можно пройти «Дино-олимпиаду».
О том, как детям интересно заниматься на «Учи.ру», можно почитать в инстаграме динозавра Гриши: @grisha_dino и @uchi.ru.
Подскажите, пожалуйста, ресурсы, где можно подсмотреть, как разнообразить уроки биологии. Спасибо.
@Mery_Miss
Елена Щеплова: Это можно сделать с помощью интерактивных заданий. Вы можете организовать опросы по пройденной теме с помощью сервиса Kahoot!.
Также в преподавании биологии важна наглядность, и вашими помощниками здесь станут презентации, например, Google Slides или Canva (у них есть графические материалы для учителей).
Освойте сервисы для создания видео (например, iMovie) или подберите ролики на YouTube, которые еще более наглядно проиллюстрируют ваш урок.
Здравствуйте! Я учитель математики. Проблем с проведением уроков онлайн не вижу: и новую тему объяснить, и опрос провести – много инструментов есть, было бы желание все это освоить. Но как быть с тем, что ученики списывают, ключи к домашним заданиям друг другу пересылают? У меня в 7-х классах за итоговую контрольную сплошные 4 и 5. И я точно знаю, что многие списали. То есть результаты становятся лучше, а вот качество знаний совсем падает. Как с этим быть?
@Светлана Петровна
Елена Щеплова:
- Cоставляйте разные генерации для одного и того же задания (заменяйте числа на аналогичные), чтобы в классе было несколько вариантов контрольной работы.
- Давайте задания открытого типа.
- Просите писать промежуточные шаги (особенно при решении объемных заданий).
Несмотря на очевидные преимущества дистанционного обучения, существуют проблемы, которые необходимо решить. Это качество обучения, скрытые расходы, неправильное использование технологий. Если администрации и педагогам не хватает опыта в использовании технологий, планировании расходов, это неизбежно скажется на обучении. Как, на ваш взгляд, можно решить подобные проблемы?
@Marina
Елена Щеплова: Чтобы помочь учителям и администрации перестроиться на новый формат, нужно проводить обучающие вебинары, снабжать сотрудников инструкциями по использованию новых сервисов. Мы в «Учи.ру» так и делаем — целый раздел посвящен дистанционному обучению.
Если говорить о частной инициативе педагогов, то советую поискать профессиональные сообщества для обмена информацией с коллегами.
Ребенок закончил 7-й класс. Последние два месяца ему очень понравилось учиться на удаленке. Подумываем, чтобы в следующем году перейти на дистант. Но есть сомнения: вдруг не получится. Что тогда? Опять за парту возвращаться? Не будет ли это для него сильным стрессом? Может, уже лучше все оставить, как есть? Если переходить, какие онлайн-ресурсы посоветуете?
@Анастасия
Елена Щеплова: Важно понимать, что прошло всего два месяца, и, возможно, обучаться дистанционно целый год может быть тяжело для вашего ребенка. Помимо обучения, школа нужна для социализации и развития «гибких» навыков (коммуникации, кооперации и пр.), которые будет сложнее сформировать удаленно. Любое онлайн-обучение должно быть в связке с преподавателем. Не всем взрослым легко учиться дистанционно: для этого нужна хорошая дисциплина. Здесь я бы смотрела в сторону смешанного формата — обучение с участием учителя (лицом к лицу) и онлайн. Важно определиться, какие дисциплины ученик будет осваивать в онлайне (может, вы уже сейчас знаете список предметов для сдачи экзаменов), но и не забывать про обязательные предметы в школе.
Я преподаватель ДМШ. Сейчас работать стало очень сложно. Если с учащимися старших классов еще все более-менее, поскольку они многое уже умеют, то с начинающими... Мы же всегда в тесном контакте с ребенком, нужно все показывать, ставить руки, тут же исправлять... Возможно у кого-то есть успешный опыт, разработки, кейсы?
@Olga
Елена Щеплова: Действительно, при обучении музыке, особенно игре на музыкальных инструментах, на старте важно показать ученику правильную технику. Здесь на период дистанционного обучения вам помогут сервисы видеосвязи: Zoom, Google Hangouts. Запланируйте заранее занятие с учеником (или группой), пришлите ссылку на трансляцию, предупредите, что необходимо будет включить видео, чтобы вы могли отслеживать технику выполнения.
Также вы можете просить учеников записывать себя на видео при игре на музыкальных инструментах так, чтобы было видно положение рук и вы могли дать обратную связь; также это поможет более уверенно себя чувствовать после нескольких записей на камеру.
С переходом на дистант ребенок стал сильно переутомляться из-за постоянного нахождения перед экраном компьютера. Как свести к минимуму вред здоровью при таком обучении?
@Mary_S
Елена Щеплова: Здесь важно составить расписание и найти баланс между занятиями за компьютером и другими видами деятельности. Чередуйте обучение с короткой зарядкой, отдыхом, приемами пищи и т. д.
Предыдущие серии спецпроекта "Спросите эксперта":
Подготовка к школе: на вопросы отвечает эксперт Марина Пашкевич
Подготовка к ЕГЭ: на вопросы отвечает эксперт Валерия Грейскоп
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.