Механизм распада Российской Федерации
Итак, мы видим что распад Российской Федерации, этого странного псевдогосударства возникшего по историческому недоразумению и не имеющего собственной исторической судьбы и исторического будущего, уже почти неизбежен. Каков же может быть механизм этого распада?
Совершенно очевидно, что сепаратистсктие силы в регионах будут преследовать прежде всего свой главный политический интерес - максимизацию и укрепление собственной власти. Очевидно, главным двигателем процесса распада будут не нынешние региональные власти, по большей части централистски или федералистски настроенные, но их соперники в борьбе за власть. Поэтому наиболее естественный путь для них - не бороться с власть предержащими на местном уровне за овладение им, а формировать новые, собственные свои уровни власти. Таким новым уровнем власти и может стать региональный.
Очевидно, что новая государственность будет формироваться на уровне регионов. Ее непосредственными организаторами станут:
- местные демократы, оттесненные от власти на местах восстановившей свои позиции номенклатурой и оставшиеся не у дел,
- часть номенклатуры, проигравшая в процессе Перестройки и мечтающая о реванше,
- мафиозные круги, желающие прибрать к рукам максимум собственности и власти в процессе борьбы между властями,
- в автономиях - местные националисты.
Несмотря на традиционные противоречия, существующие между этими разнородными силами, текущее совпадение интересов приведет их к кратковременному союзу. Особенно их подтолкнет к этому диктаторский тон российского правительства, взятый им после октябрьского переворота 1993 года.
Очевидно, для легитимизации региональной власти будет собран либо съезд народных депутатов разных уровней (которые перед концом срока своих законных полномочий будут готовы участвовать в чем угодно, лишь бы остаться в обойме), либо просто съезд народных делегатов, представителей общин, учредительное собрание, земский собор и т.п. Следует ждать любой имитации "народного волеизъявления", кроме выборов или референдума. Последние очень сложно организовать, тем более в условиях полной нынче политической апатии большинства населения.
Впрочем, эта апатия сыграет сепаратистам на руку. Получив "легитимизацию" они уже смогут говорить от имени всего народа, не ожидая сопротивления.
Региональный съезд выполнит свои функции, избрав местного Президента и какое-то подобие законодательного органа. Дальнейшее же будет зависеть от степени сообразительности и опыта ведения склок у Президента и его окружения. В течение ближайших месяцев пойдет процесс перетягивания власти у мест и российского Центра.
Первыми шагами, очевидно, будут Указы о повышении зарплат, пенсий и прочих выплат, другие популистские меры, которые найдут быструю поддержку у населения. Невозможность для местных властей выполнить эти Указы в рамках российских законов сразу поставит их под удар и ослабит позиции: выполнив их, они практически порвут с Центром, а не выполнив - столкнутся с неповиновением населения, которое будет требовать выполнения "Указов нашего Президента". Итак, в первом столкновении моральная победа - на стороне новой власти в любом случае.
Второй шаг - назначение новых министров из числа самых склочных заместителей местных руководителей. Некоторое время они будут держать эти распоряжения "под подушкой", но реально сразу же начнут работу по подсиживанию своего начальника и выведению ведомства из его повиновения. Смена же руководителя будет означать фактический разрыв с Москвой по линии этого ведомства.
Работа по смещению процентристски настроенных руководителей будет подкреплена Указами о повышении зарплаты в ведомствах, увязанными с назначением новых местных министров. В конечном счете региональному Правительству необходимо поставить под свой контроль только главки внутренних дел и финуправления. Все остальное упадет к их ногам как спелый плод.
В то же время начнется торговля экспортными лицензиями, в первую очередь на окраинах (на Дальнем Востоке, Юге, в Ингерманландии). Нефть, стратегическое сырье и т.п. в этот период будет ввозиться туда потому, что это - Россия, а вывозиться потому, что это - Дальневосточная Республика и ее минвнешторг дал лицензию.
Торговля эта будет иметь два следствия. Во-первых, из погревших руки предпринимателей (их круг постараются максимально расширить) создастся мощная социальная база, поддерживающая региональное правительство - ведь восстановление российской власти автоматически делает их преступниками. Во-вторых, Российское руководство встанет перед дилеммой: или и дальше терпеть весь этот неуправляемый процесс разворовывания, или закрыть границу с новой "республикой". Но последнее будет означать ее не только фактическое, но и юридическое признание.
Падение Центра
В течение всего этого процесса Центру будет очень сложно "навести порядок" путем применения силы. Во-первых, вооруженные силы совершенно небоеспособны сегодня, во-вторых у местных властей есть все способы давления на них, в третьих, перехватив финансирование региональное Правительство станет единственной силой, способной содержать вооруженные силы в данном регионе.
В конце концов, окончательно прибрав к рукам контроль за ситуацией, региональные Правительства тайно договорятся и простимулируют переворот в Москве. Нынешнее Российское руководство падет как зрелый плод, а на его место будут посажены какие-либо наиболее одиозные фигуры, помеченные фашистскими крестами. Это позволит руководству регионов пугать свое население фашистской угрозой из Москвы и выступать в роли единственного спасителя и защитника от фашистской угрозы.
Это окончательно решит вопрос с авторитетом и легитимностью региональной власти. В законности ее никто уже не посмеет сомневаться. После этого остается лишь один последний ход.
Президент распустит Советы, скинет всех ненужных чиновников и установит свою неограниченную диктатуру при полной поддержке ничего не понимающего народа.
Надо ли бояться распада РФ?
Распад Российской Федерации совсем не будет означать в конечном счете распада страны. Наоборот, при всех своих огромных издержках он сметет главное препятствие на пути возрождения страны - руководство РФ. Аналогичных процессов следует ожидать на Украине и быть может в Казахстане.
Дальше вступит в свои права ее величество Экономика.
Необходимость экономического сотрудничества, объективная невозможность независимого сущестования, нарастание внешнеполитических проблем в конечном счете приведут к отстранению экстремистов-сепаратистов от власти тем или иным путем.
Фактически в течение очень короткого времени изменится расклад сил. Если в период сецессии федералисты были пассивным, а иногда и активным союзником сепаратистов, то теперь они станут главной политической силой, имея централистов в качестве активных союзников. Поскольку их позиция будет наиболее реалистична и адекватна экономическим и политическим реалиям, их приход к власти будет лишь вопросом времени и к тому же весьма небольшого. В конечном счете они или победят на ближайших выборах, или мягко уберут экстремистов из руководства.
Вслед за этим процесс федерализации пойдет уже сам собой. Территории будут заинтересованы скинуть Центру функции стратегической обороны, координации внешних связей, таможенной политики и т.п. Поскольку новый Центр уже ничем не будет угрожать суверенитету и полномочиям Штатов, инициатива в наделении его полномочиями будет исходить уже от них.
В конечном счете, если сначала Федеральному Центру передадут только минимальный объем функций - небольшую профессиональную армию и флот, стратегические силы, таможни и внешнюю политику (как это было в США) - то потом ему начнут навязывать функции макроэкономического регулирования, единой социальной политики и т.п. Опыт многих федераций показывает, что проблема уже будет заключаться не в том, как бы Центру избавиться от претензий территорий, а в том, как бы отпихнуться от множества навязываемых ему полномочий. Навешивание на федеральное Правительство слишком большого объема полномочий, как это случилось в США, Мексике, Бразилии, приводит к бюрократизации, неповоротливости и ослаблению ряда преимуществ федеративного устройства.
В конечном счете в процессе строительства новой Евразийской Федерации придется ориентироваться на наиболее удачный опыт ФРГ и США.
Предложения по стратегии промышленных групп в условиях центробежных процессов
Очевидно, крупные промышленные группы не заинтересованы в дальнейшей дезинтеграции единого экономического пространства. В то же время почти неизбежная политическая дезинтеграция может иметь своим следствием такую дезинтеграцию.
В этих условиях бессмысленно противодействовать политической дезинтеграции, поскольку при отсутствии политической власти в Центре остановить ее невозможно. Однако, возможно предотвратить экономическую дезинтеграцию страны.
Главная задача здесь - добиться, чтобы распад РФ не повлек за собой распад промышленных групп. Необходимо добиться сохранения в Москве центральных холдингов и их влияния на всей территории страны вне зависимости от политического режима ее частей.
Для решения этой задачи можно избрать следующую тактику.
Прежде всего, необходимо поддерживать контакты с региональными элитами как напрямую, так и через директорский корпус в регионах. Главным итогом этих контактов должно возникнуть убеждение региональных элит в том, что холдинги промышленных групп являются их союзниками, а не противниками и не агентами центральной власти РФ.
Необходимо наладить тесные связи с федералистами в регионах и публично заявить себя в Москве проводником их интересов и идей. В результате давление этих слоев будет заставлять сепаратистов даже при максимальном успехе поддерживать хорошие отношения с промышленными холдингами. Кроме того, успех федералистов в регионах и их контроль за региональной властью неизбежны при любом развитии событий.
Имеет смысл поддерживать контакты и с централистами. Это надо делать напрямую, а не через посредство регионального директорского корпуса, и тайно. Связи с централистами афишировать незачем. Они при любом раскладе вынужденно оказываются союзниками центральных холдингов. Их можно использовать для проведения своих интересов в регионах. Однако, их успех и контроль в регионах маловероятен.
Крупные инженерные проекты
Главным рычагом политики центральных промышленных холдингов в регионах должны стать крупные инженерные проекты, основанные на суперсовременных технологиях и реальные исходя из нынешнего положения вещей и дел. Прежде всего, это должны быть некие инновационные проекты, финансирование которых можно получить на Западе или выбить из ЦБ. Далее, это могут быть крупные строительные проекты, имеющие жизненную важность для регионов.
Уже в рамках этих проектов региональные элиты окажутся втянутыми в общероссийскую интеграцию. Это будет все более и более увеличивать их заинтересованность в общероссийских промышленных группах и укреплять положение центральных холдингов.
Такое положение можно использовать для организации давления заинтересованных регионов на Центр, которое будет способствовать усилению в Центре роли промышленных холдингов.
Технократизация Центра
В процессе развития дезинтеграционных процессов силовая и финансовая функции Центра будут все слабее и слабее. В конечном счете описанный выше сценарий распада будет иметь своим последствием чисто номинальное существование Центра.
В то же время усиление реального влияния промышленных групп в регионах позволит им диктовать ослабленному Центру свою политику. При этом уже совершенно не важно, какой режим установится в Центре - гражданский или военный.
Промышленным холдингам в этих новых условиях будет иметь смысл не выступая против Правительства постепенно формировать альтернативное, перетягивая на себя его полномочия.
Таким образом, вырисовывает очевидная задача и конечная цель деятельности промышленных групп - необходимо воспользоваться временным ослаблением Центральной власти для ее перерождения в этот краткий период из силовой в технократическую.
Очевидно, решение этой задачи требует особой тактики.
Методика технократизации власти. Стандарты
Прежде всего, после достижения на предыдущем этапе значительной степени политического влияния, имеет смысл определить властные рычаги, которые могут быть перехвачены у Правительства.
Есть четыре фундаментальных рычага управления.
1. Финансы,
2. Кадры,
3. Стандарты
Учитывая невозможность в ближайшем будущем сосредоточения в центре кадровой политики, да и бесперспективность такого сосредоточения и в дальнейшем, имеет смысл сосредоточиться на двух оставшихся рычагах власти.
Наиболее очевидно было бы сегодня взяться за стандартизацию. Прежде всего, в руках у промышленных групп будет осуществление крупных межрегиональных проектов и программ. Это позволит легко добиться от регионов соглашения о федеральной (международной, евразийской и т.п.) системе стандартов.
Стандарты могли бы принматься либо как российские/союзные законы (при наличии общероссийского/союзного праламента) с подачи промышленных групп в лице какого-либо Совета по стандартизации или Палаты стандартов. В отличие от старого Госстандарта эта Палата не должна быть органом Правительства, она должна стать органом промышленных групп.
Системы стандартов должны приниматься специально под проекты и служить их обеспечению. При помощи стандартов можно управлять и ходом технического перевооружения, научно-технического прогресса.
Сертификация
Главным рычагом проведения политики стандартизации должна стать система сертификации. При введении сертификации продукции (это можно проводить в сотрудничестве с всесоюзной лигой обществ потребителей) все предприятия окажутся в зависимости от стандартодержателей.
При этом необходимо создать такую систему, что в максимально возможной степени деражтелем отраслевых стандартов окажутся центральные холдинги промышленных групп. Это сделает для предприятий неизбежным сотрудничество с промышленными холдингами. Холдинги же должны осуществлять и сертификацию товаров.
Следующим шагом развития системы управления через стандарты оказывается система сертификации уже не товаров, а технологий. Холдинги могли бы взять на себя функции сертификации технологий. Это еще более укрепит их необходимость для предприятий.
На безе системы сертификации центральные холдинги могли бы создать новую систему управления научно-техническим прогрессом в своих отраслях.
Наличие централизованных систем управления стандартами, сертификацией и научно-техническим прогрессом означает сохранение единства промышленных групп вне зависимости от политической ситуации в стране. Эти системы могут быть проводниками влияния холдингов на предприятия вне зависимости от форм собственности в них.
Финансы
До тех пор, пока эмиссия денег сохраняется в руках Центра, сохраняется и возможность использования централизованных финансовых рычагов. Сегодня, после ликвидации парламентского контроля за эмиссией в условиях ослабления исполнительной власти, Центробанк как держатель этого рычага приобретает известную независимость.
В то же время центральные холдинги промышленных групп в случае своего объединения получат возможность мощнейшего политического давления через различные рычаги на ЦБР вплоть до установления над ним определенного контроля.
Решение этой задачи дало бы в руки промышленных холдингов возможность в значительной степени управлять инвестиционным процессом. Таким образом в их руках окажутся значительнейшие финансовые рычаги.
Оформлять эти инвестиции можно и как государственные кредиты, и как государственные инвестиции, и как централизованные капиталовложения холдингов. Важно здесь только то, чтобы контроль за этим процессом в своей отрасли удерживал бы центральных холдинг.
Налоговые льготы
В рамках Комитета по промышленности и энергетике бывшего ВС РФ разрабатывалась и должна была быть принята на осенней 1993 года сессии система налоговых льгот для предприятий, обусловленная выполнением нормативов индексации оборотных средств.
Реализации этой системы налоговых льгот и нормативов регулирования финансовой деятельности имела целью обеспечить предприятия финансовыми ресурсами для пополнения оборотных средств и инвестиционной деятельности. Однако, ее введение требовало бы создания системы контроля за выполнением нормативов.
Взять эту задачу могли бы на себя как раз центральные холдинги отраслей. От них бы таким образом зависело получение предприятиями налоговых льгот. Кроме того, нормативы могли бы быть по отраслям дифференцированными. Это еще более усилило бы влияние холдингов.
Таким образом, для промышленных групп имеет сегодня смысл добиться реализации этой концепции если не через Закон, то хотя бы через Указ Президента или Постановление Правительства.
Союз промышленников без Вольского
Для реализации вышеизложенной программы необходимо двольно тесное сотрудничество центральных промышленных холдингов в деле защиты своих интересов. Это сотрудничество могло бы принять форму формального или неформального их объединения.
Такой блок не нуждается в объединении всех промышленников из всех регионов с непонятными целями, как это пытается сделать Вольский. Специфика этой деятельности такова, что для нее необходимо объединение довольно узкого круга руководителей и членов Правлений отраслевых холдингов.
За пределы этого круга выходить не имеет смысла. Он может быть в исключительных случаях расширен засчет директоров из регионов, раздлеяющих интересы руководства холдинга и специалистов и политиков, способствующих реализации вышеизложенной программы.
Этот блок можно было создать в рамках элитарного клуба.
Заключение
Этот обзор не содержит механизмов реализации поставленных задач, поскольку они являются ноу-хау. Однако, такие механизмы разработаны и могут поставляться в процессе реализации данной стратегии в случае ее принятия промышленными группами.