Найти тему
Фантастика сегодня

Вся советская кинофантастика. Часть 1

Оглавление

Мы начинаем большой - на много частей! - обзор советской кинофантастики, в котором упомянем все известные на данный момент киноленты, снятые в этом жанре. Так что не забудьте подписаться, чтобы не пропустить следующие части.

Советская кинофантастика начинается в середине 20-х. Еще десяти лет не прошло с момента революции, еще государство толком не устоялось, еще живы те, кто видел - как это было. Ну а бои Гражданской они, кажется, завершились только вчера. Идут поиски нового искусства, еще можно экспериментировать, ошибки еще не стоят режиссеру свободы, а успехи еще не делают из автора неприкасаемого. Правда, не хватает кинокамер, пленки, специалистов, но это только еще один повод придумывать что-то новое. Не удивительно, что фантастика, созданная в этот период, вся посвящена революции.

Кадр из фильма "Аэлита", 1924 г.
Кадр из фильма "Аэлита", 1924 г.

1924 г. Аэлита

Официально первый фильм советской кинофантастики. Вообще-то историки советского кино упоминают о попытках снимать что-то и до этого, но сведения о самых первых фильмах настолько разрозненные и противоречивые, что невозможно с уверенностью сказать - о чем были эти, как правило, короткометражные, ленты, так что маститые киноведы однажды постановили - "Аэлиту" считать первым советским фантастическим фильмом.

Снял его только что вернувшийся из эмиграции Яков Протазанов. Студия на которой он снимал это кино называлась Межрабпом-Русь. Первая часть этого неудобоваримого названия расшифровывается как "Международная Рабочая Помощь". Помните, в "Собачьем сердце" профессору Преображенскому предлагалось купить журналы в пользу детей немецких рабочих? Вот это оно и есть: Советская власть собирала деньги на поддержку европейского стачечного движения. Ну, а поскольку одной только продажей журналов и сбором пожертвований европейских революционеров было в этом деле не прокормить, приходилось прибегать к более эффективным мерам. Например, снимать кино, что в те годы было практически беспроигрышным предприятием, особенно, если фильм удавалось снять популярный.

Кадр из фильма "Аэлита", 1924 г.
Кадр из фильма "Аэлита", 1924 г.

Вторую часть своего названия студия унаследовала от знаменитого товарищества "Русь", которое считалось одним из ведущих кинопроизводителей дореволюционной России, некоторые из созданных этим товариществом фильмов (Например, "Стенька Разин") считаются классикой той эпохи. После революции всем своим составом эта киностудия эмигрировала через Крым (если видели ленту "Раба любви", то знайте - она по мотивам именно этой эмиграции), а затем почти в полном составе (кроме своего основателя, знаменитого купца-подрядчика, которому нечего было делать в Советском Союзе) так же вернулась.

Позже, пройдя череду трансформаций "Межрабпом-Русь" станет студией им. Горького.

И вот на эту студию пришел такой же бывший эмигрант Яков Протазанов, которому необходимо было вернуться в отечественный кинематограф и желательно сразу же о себе громко заявить, чтобы вернуть былую славу, изрядно потускневшую. Для этого он берет популярный роман "Аэлита" такого же бывшего эмигранта Алексея Толстого.

Кадр из фильма "Аэлита", 1924 г.
Кадр из фильма "Аэлита", 1924 г.

Вообще, про эту книгу можно рассказывать отдельно, например, про то, как она менялась от издания к изданию. Скажем, красноармеец Гусев в первой версии был махновцем (в более поздней версии появляется упоминание того, что он "с бандитами не ужился и ушёл в Красную Армию"), что гораздо лучше объясняет, почему он тоскует и почему решается на небывалое путешествие: в стране большевиков с ее диктатурой пролетариата ему тесно, после анархической вольницы, у него могли быть обоснованные опасения по поводу возможного преследования - все лидеры анархистов сидят в тюрьмах, если не убиты, да и поражение своей партии ему перенести, видимо, тяжело.

Были в разных изданиях книги и другие изменения, но об этом, может быть, как-то потом.

Для того, чтобы обеспечить успех своему фильму, Протазанов собирает почти все значительное и интересное, что он мог найти в тогдашней Москве. Так он приглашает художников-конструктивистов Виктора Симова, Исаака Рабиновича и Александру Экстер (двое последних работали во МХАТе), чтобы создать костюмы марсиан. Эти костюмы, как и интерьеры марсианских помещений, становятся чуть ли не главным киновоплощением идей конструктивизма, повлиявшего на множество направлений в искусстве и дизайне, так что благодаря одним только работам художников лента автоматически вошла во множество антологий, касающихся не только кино.

Кадр из фильма "Аэлита", 1924 г.
Кадр из фильма "Аэлита", 1924 г.

Кроме того Протазанов решает вставить в фильм анимационный эпизод. Выполнялся он методом перекладной анимации и назывался "Межпланетная революция". К основному сюжету фильма он не имел ровно никакого отношения и рассказывал отдельную историю о том, как изгнанные с Земли буржуи отправляются на Марс, но и там их находят революционеры и устанавливают на Красной планете Красную власть.

Эпизод этот в конечном итоге в фильм не вошел - он получился слишком длинным и разбивал восприятие первой и второй части. Сегодня его можно найти в интернете и посмотреть, если есть большое желание.

Впрочем, Протазанов сильно изменяет и сюжет истории, рассказанной в "Аэлите". Если в романе Толстого основное действие происходит на Марсе, картина которого показана широко и со множеством подробностей, начиная с природы (скудной, впрочем) до портретов обитателей, включая множество предметов культуры (одни только "поющие книги" чего стоят), то Марс Протазанова - это несколько помещений и пара ландшафтов. Да, впечатляющих, но подавляющая часть действия происходит в павильонах. Фильм гораздо больше времени уделяет жизни нэпмановской Москвы, социальным проблемам, отношениям людей. Внесен в сюжет ленты и комедийный герой - частный детектив в исполнении Игоря Ильинского, для которого это был дебют в кино, с которого начнется его карьера с прекрасным ролями в "Закройщике из Торжка", "Празднике святого Йоргена", "Волге-Волге" и "Карнавальной ночи".

В истории, рассказанной зрителю Яковом Протазановым будет много чего: и любовь и предательство и убийство, правда, не состоявшееся и полет на Марс, тоже не состоявшийся. Вернее, сам полет как бы показан, равно как и марсианская революция, но - увы! - на последних минутах нам объясняют, что этого всего на самом деле не было: повествование с определенного момента ушло в болезненные фантазии главного героя, избавившегося от них только к завершению фильма.

Кадр из фильма "Аэлита", 1924 г.Кадр из фильма "Аэлита", 1924 г.
Кадр из фильма "Аэлита", 1924 г.Кадр из фильма "Аэлита", 1924 г.

И эти изменения, которые внес Протазанов в историю "Аэлиты", пожалуй, самое досадное в фильме. Из романтической истории о том, как два человека, разочаровавшиеся в жизни, совершают невозможное - летят на Марс, переживают там необычайные приключения с тем, чтобы обнаружить в себе неожиданную печаль о Земле, из истории поиска, обретения и потери "Аэлита" под рукой Протазанова превращается в мелодраму с комедийной струей. Если вы не читали "Аэлиту" и не полюбили её, то кино может показаться вам довольно занятной лентой, которая дышит своей эпохой, порой удивляет оригинальными находками и определенно радует и постановкой и актерскими работами (с поправкой на немое кино и свойственные ему приёмы). Если же "Аэлита" входит в число ваших любимых произведений, то - увы! - вас ждет довольно жестокое разочарование, от вашей любимой книги остались только отдельные детали.

Кадр из фильма "Аэлита", 1924 г.
Кадр из фильма "Аэлита", 1924 г.

Критика того времени довольно прохладно встретила фильм Протазанова, впрочем, ругали "Аэлиту" за идеологические промахи. Зритель же валил на картину валом, некоторые кинопрокатчики даже разбивали фильм на две части и показывали их независимо друг от друга, чтобы продать больше билетов и зрители шли, чтобы увидеть окончание истории, которую посмотрели в первой части.

Протазанов еще снимет полтора десятка фильмов, среди которых будут грандиозно успешные "Закройщик из Торжка", сделавший Ильинского звездой, "Праздник святого Йоргена", вошеший в золотой фонд советской кинокомедии и другие, более или менее успешные ленты.

"Аэлита" же будет в разные эпохи оцениваться различно: от шедевра до проходного коммерческого поделия. И все равно она остается первой советской фантастической кинолентой. Плохой ли, хорошей ли, но - первой.

1925 Луч смерти

Имена создателей этого фильма известны всем знатокам кино: Всеволод Пудовкин и Лев Кулешов. Кулешову мировой кинематограф вообще обязан той технике монтажа, которая на многие десятилетия была одним из главных средств кино, да и сейчас сохраняет актуальность, несмотря на все новшества.

Кадр из фильма "Луч смерти", 1925 г.
Кадр из фильма "Луч смерти", 1925 г.

Но и у классиков бывают неудачи: лента была разгромлена критикой и проигнорирована зрителем. Хотя. в изложении Википедии сюжет звучит вполне увлекательно: изобретенный в СССР аппарат, воспламеняющий предметы на расстоянии при помощи невидимых лучей ("Гиперболоид инженера Гарина" будет опубликован только через два года, если вы в этот момент его вспомнили), похищен иностранной разведкой для подавления восстания рабочих, но рабочие его перехватывают и используют для борьбы с эксплуататорами. Судя по этому описанию должно получиться захватывающее приключенческое кино с фантастическим элементом. Увы, но фильм тяжеловесен, рассказывает в основном про то, как ужасно подавляют бедных рабочих отвратительные капиталисты, а приключения и фантастика в ленте оказываются где-то сбоку. Добавьте к этому совершенно карикатурные образы, воспринимать которые невозможно даже с поправкой на штампы немого кино, и вы поймете, что не так с этой лентой.

Кадр из фильма "Луч смерти", 1925 г.
Кадр из фильма "Луч смерти", 1925 г.

Смотреть ее сегодня можно только ради того, чтобы иметь право сказать "видел и не понравилось" или с какими-то профессиональными целями - смотрится это тяжело и утомительно. Даже не жалко, что финал ленты не сохранился. У Пудовкина и Кулешова были работы и поудачнее.

Кстати, в нашем сообществе в ВК мы временами проводим киностримы, на которых смотрим и советскую фантастическую классику. Ну и другое интересное у нас бывает. Так что, вступайте, пообщаемся.