“«Радость» – не то слово, которое обычно ассоциируется с успехом в бизнесе”.
Стандартные, всем привычные офисы с рабочими местами-ячейками, подвесными потолками, закрытыми дверьми, голыми крашеными стенами и безжизненным светом флуоресцентных ламп высасывают из людей энергию. Тесное пространство препятствует творческому мышлению, командной работе и любому взаимодействию, включая обычное общение между коллегами. И наоборот, пространство, устроенное в компании Menlo, – открытое, демократичное, – пробуждает во всех, кто там работает, вдохновение. Стены в Menlo увешаны яркими, жизнерадостными плакатами. Все это напоминает ресторан, куда людям просто нравится приходить, где они с удовольствием проводят время в компании родных или друзей.
Основные идеи
- Сотрудники большинства компаний, особенно в сфере разработки программного обеспечения, редко могут сказать, что работа доставляет им искреннюю радость.
- Перегородки, закрытые двери, пустые стены традиционного офиса препятствуют творческому подходу, командной работе и даже простому общению между работниками.
- Чтобы в офисе свободно циркулировала творческая энергия, он должен быть большим, просторным, свободным от перегородок и дверей.
- Когда программисты работают в парах, это повышает эффективность и качество их труда.
- Некоторые технологии, например электронная почта, скорее мешают, чем помогают сотрудникам продуктивно общаться и взаимодействовать.
- В Menlo никогда не предпринимают масштабных экспериментов. Все новшества проверяются в ходе коротких и небольших экспериментов.
- Для Menlo важно понять, как именно заказчики используют продукты компании. Это позволяет внести в них действительно необходимые изменения.
- Во многих компаниях сотрудники трудятся в условиях искусственно нагнетаемого страха. Они боятся признаться в своих ошибках, что негативно сказывается на качестве.
- Вместо совещаний в Menlo проводятся церемонии и ритуалы, в которых сотрудники с удовольствием принимают участие.
- Menlo отказалась от традиционных собеседований при подборе персонала, так как с их помощью нельзя понять, насколько успешно кандидат будет работать в команде.
Краткое содержание
Радость от работы
Слово “радость” связано в нашем сознании с удовольствием, счастьем, ликованием. Все эти определения с трудом вяжутся с понятиями “работа” или “бизнес”, особенно если речь идет о сфере разработки программного обеспечения. Тем не менее сотрудники американской компании Menlo Innovations, которая специализируется на разработке индивидуальных программных решений, утверждают, что работа приносит им радость. По словам Ричарда Шеридана, генерального директора и одного из основателей Menlo, ему всегда очень хотелось работать в позитивной атмосфере, среди счастливых сотрудников, создающих нечто, доставляющее удовольствие. Теперь каждый год тысячи людей приезжают в Menlo, чтобы перенять ее опыт.
“Компания, наполненная радостью, серьезно заботится о тех инновациях, которые она привносит в мир”.
Работа программиста требует большого напряжения и соблюдения жестких сроков. Довольно часто программистам приходится много дней подряд трудиться допоздна. Шеридан сам с этим сталкивался, и не раз. Причем нередко требующие напряженной и самоотверженной работы проекты, в которых Шеридан принимал непосредственное участие, ни с того ни с сего отменялись – а это не самый воодушевляющий исход для исполнителей.
“В каждой организации есть невидимые стены, которые никто не испытывал на прочность. Но если один раз решиться на это, они могут с легкостью исчезнуть”.
Испытывать от работы положительные эмоции очень важно. Если сотрудники довольны, они трудятся более продуктивно, проявляют больше энтузиазма и эффективнее взаимодействуют. Счастливые работники делают работу более качественно, они заинтересованы в результатах своего труда. Закономерным образом и клиенты начинают испытывать приверженность к компании, где работают довольные люди.
Особенности компании Menlo
В число ярких особенностей компании Menlo входят следующие приемы и принципы:
- “Антропология высоких технологий”. В Menlo есть так называемые антропологи высоких технологий – сотрудники, которые посещают клиентов и проверяют, как те используют разработанное компанией программное обеспечение. “Антропологи” внимательно наблюдают за тем, как пользователи работают с продуктом компании в привычной для них среде. Только таким образом можно понять, как следует изменить или усовершенствовать продукт, чтобы он приносил пользователям радость.
- Недорогие, небольшие и быстрые эксперименты. Шеридан начал свой эксперимент по внедрению экстремального программирования всего с двух программистов. То есть он не стал ставить масштабный эксперимент, провал которого привел бы к значительным потерям. Этот подход используется и сейчас. Если что-то не получилось, это не приводит к катастрофе, но работники при этом получают возможность учиться на своих ошибках.
- “Малыши Menlo”. Руководство компании с пониманием относится к жизненным обстоятельствам каждого своего сотрудника. Поэтому в Menlo сотрудникам с маленькими детьми разрешено в течение всей рабочей недели брать их с собой на работу на целый день. Это новшество тоже начиналось с небольшого и быстрого эксперимента, который увенчался успехом и повлек за собой проведение еще ряда экспериментов. В результате сегодня сотрудникам компании разрешается брать на работу детей постарше и даже собак. Это очень поднимает сотрудникам настроение и вызывает энтузиазм.
- Клиент редко бывает прав. Menlo без сожаления отказывается от клиентов, которые не разделяют ее убеждения, не ценят ее профессионализм и опыт. Но при этом показатель удовлетворенности клиентов – один из ключевых для оценки компанией состояния корпоративной культуры. “Вы можете измерить что-то столь же нематериальное, как радость?” – спрашивает Шеридан и сам же отвечает: “Вряд ли. Зато вы можете оценить использование, качество, долю рынка… восторг или недовольство конечного пользователя и отсутствие звонков с жалобами в службу поддержки”.
- Работа без страха. Имеется в виду искусственный страх, который используется в качестве способа управления персоналом, из-за чего сотрудники боятся допустить ошибку, умалчивают о недочетах, что приводит порою к очень печальным последствиям. Руководство Menlo прилагает все усилия, чтобы сотрудники компании не испытывали никакого страха, чтобы они ощущали себя в безопасности. Этому способствует в том числе проведение небольших и недорогих экспериментов. “Давайте попробуем – и посмотрим, что получится”, – предлагает Menlo своим работникам.
Если вдруг окажетесь в Анн-Арборе (штат Мичиган), посетите компанию Menlo Innovations. Только в 2012 году она приняла в своих стенах 241 группу посетителей. Заранее назначать официальную встречу не нужно. Можно просто зайти без предупреждения. Кто-нибудь обязательно вам все покажет и расскажет, как работает одна из самых счастливых компаний в мире.