Целью данного обзора является прогнозирование наиболее вероятных тенденций развития политической ситуации в России и бывшем СССР в ближайший период и формулирование наиболее эффективной стратегии для центральных холдингов финансовых групп на этот период и в этих условиях.
Документ содержит:
- обзор факторов и прогноз развития нестабильности центральной власти в ближайшие месяцы.
- обзор дезинтеграционных тенденций в регионах,
- наиболее вероятный сценарии развития дезинтеграционного процесса в Рф,
- рекомендации по укреплению позиций холдингов в регионах,
- рекомендации по укреплению позиций холдингов в Центре,
- рекомендации по усилению позиций холдингов внутри своих промышленных групп,
- рекомендации по формированию системы технократической власти в масштабах всего бывшего СССР.
Эскалация нестабильности
Силовое решение политических проблем стало в октябре 1993 года нормой. Прежде всего, отменена Конституция.
Власть Ельцина держалась до 21 сентября 1993 года на Конституции. Эта власть имеет весьма незначительную реальную силовую опору. Но пока она была властью конституционной, всякий, кто покусился бы на нее силой, встретил бы тихий отпор других силовых структур. Менять установившиеся правила игры люди не любят в силу естетсвенного консерватизма.
Теоретически конституционный строй был нерушим, а значит - власть президента достаточно прочна. Разрушить свою опору могла только сама президентская власть, но в это мало кто верил. Однако, это произошло.
Пытаясь разрубить гордиев узел своих противоречий с законодателями, Ельцин рубанул по общему для обоих корню - по Конституции. Ее больше нет.
Новая выборная власть, какой бы она ни была, не будет иметь никакой легитимности. Избранная на основании не закона, а утвержденного исполнительной властью "Положения", не имеющая четко очерченных полномочий, она будет жить в атмосфере незабвенных октябрьских дней 1993 года. Она будет жить и чувствовать наведенные пушки.
Отсутствие легитимности стирает грань между Ельциным, новым парламентом и любым авантюристом, захватившим власть в Москве силой. Ельцин сегодня нисколько не более законен и конституционен, чем любой генерал, который пушками вышибет его из Кремля и займет его место.
Смена власти будет происходить теперь путем военных переворотов.
Экономический фактор
Прочной может быть сегодня в России уже не та власть, которая законна, а та, которая достаточно многим выгодна. А выгодна будет лишь та власть, которая решит экономические проблемы. Та, которая минимизирует инфляцию, поднимет производство и уровень жизни, создаст хорошую конъюнктуру.
Для Ельцина это уже невозможно. Осенний сезонный максимум инфляции в этом году совпадает с сильнейшим структурным кризисом финансов. Инфляция в ноябре, по нашим оценкам, составит уже 44% месячных. Это означает финансовый крах.
Нынешняя налоговая система и инвестиционный климат в принципе неспособны стимулировать подъем производства. Надежды теоретиков правительства на циклические факторы беспочвенны в связи с особенностями функционирования российской экономики. При этом предпринимательство уже прочно встало на компрадорские рельсы.
Экономический крах в декабре толкнет правительство на очередную авантюру, которая рискует стать для него последней.
Приход к власти их противников нисколько не изменит ситуацию. Введя нормированное распределение и снабжение вместе с силовой разверткой планов, они несколько поднимут производство, но окончательно уничтожат смысл денег. Минутный подъем сменится глубоким спадом, а сами меры вызовут жуткое сопротивление всех, кто с экономикой связан. Банки и предприниматели не пожалеют денег на оружие для террористов-"демократов". Вскоре произойдет очередной переворот.
До сих пор смена курса или власти в "новой" России, правда цивилизованным путем, происходила на концах финансовых микроциклов (лето 1992 года, декабрь 1992 года, сентябрь-октябрь 1993 года). Теперь в конце микроциклов следует ожидать военных или политических переворотов.переворотов.
Следовательно, средний промежуток между переворотами можно оценить в 6-7 месяцев. Ближайший должен быть в марте 1994 года.
Каждое следующее правительство будет еще более слабым и нелегитимным, а значит еще более жестоким и кровавым, чем предыдущие.
В каждом очередном перевороте власть будут брать все новые силы. Если "коммунисты" разгромлены уже сегодня, то "демократов" ликвидируют к весне. Неустойчивая коалиция мафии и силовых структур в "Правительстве национального спасения" закончится нарушением равновесия в пользу той из силовых структур, которая найдет общий язык с мафией. Похоже, это будет ГБ.
В следующем перевороте ГБ попытается дать бой мафии и основательно разгромит ее. Но при этом она будет ослаблена сама. В этом виде госбезопасность станет легкой добычей генералитета.
На фоне ухудшения экономической и стратегической ситуации генералитет будет вызывать огромное недовольство у среднего армейского звена. Остатки мафии найдут в этой среде союзника, способного скинуть власть туповатого генералитета и дать надежду на создание более динамичного режима.
Дальнейшее развитие событий абсолютно непредсказуемо. Даже весьма слабые центры силы приобретут вес, поскольку сильные будут уничтожены в предыдущие годы.
Только когда не останется ни одной силы, способной захватить власть, наступит время для национального согласия и восстановления законности.
Неизбежность федерализации для России
История показывает, что унитарное государство современного типа (буржуазное государство) всегда ограничено своими размерами. Эти ограничения накладывает необходимость определенной общности интересов, лежащая в основе буржуазной государственности.
Поэтому государство с населением более 50 млн. человек или с территорией более 1 млн. кв. километров не может существовать как унитарное. Оптимальные размеры территории унитарного государства не превышают 200-300 тыс. кв. км., а населения - 25 млн. человек. Большие по размеру унитарные государства отягощены противоречиями Центра и мест.
Из крупных буржуазных государств только Англия, Франция и в какой-то мере Италия имеют унитарную структуру. Но во Франции мы видим рост сепаратизма окраин и требования возврата к системе провинций, как только в 60е годы население превысило 50миллионный рубеж. Аналогичные процессы начинаются в Великобритании, а в Италии все более и более усиливается роль провинций, переход к федерализму происходит в рамках существующей Конституции.
По принципу федерализма перестроено в 70-80е годы Испанское государство.
В то же время крупные государства, типа ФРГ, США, Бразилии, Мексики, Аргентины, Индии давно имеют федеральную структуру. Все же унитарные государства с населением 100 или более млн. чел. - Бангладеш, Пакистан, Филиппины, Индонезия, Нигерия - глубоко нестабильны. Кстати, в латиноамериканских федерациях именно периодическое усиление федеральной власти засчет штатов обычно лежит в основе эксцессов.
Российская Федерация как катализатор распада СССР и главное препятствие процесса Федерализации
Естественно, с падением режима КПСС в СССР вопрос о реорганизации унитарной государственности встал на повестку дня немедленно. Как известно, нежелание властей провести процесс федерализации сверху привело к формированию сепаратистского движения, облеченного в псевдонациональную форму.
В то же время сепаратистское движение не носило национального характера. Как известно, русские депутаты в республиканских (союзных и автономных) парламентах голосовали за сепаратизм так же исправно, как и представители "коренных" наций, отнюдь не всегда составлявшие там большинство.
К сожалению, распад СССР оказался предопределен нелогичной его структурой: половина страны была организована в республики, а остальная - просто поделена на области, объединенные в РСФСР - образование, не игравшее существенной роли при тоталитарном режиме, но после его падения ставшее вдруг соперником Центрального правительства.
Не будучи правительством штата, обладая всеми признаками центрального унитарного правительства, но не имея при этом достаточного объема государственных функций, новое руководство РСФСР оказалось перед неизбежностью борьбы с правительством СССР за приобретение этих функций. Таким образом, именно оно оказалось наиболее заинтересованным в распаде СССР субъектом, именно для него была принципиально неприемлема перестройка СССР по принципу Федерализма.
Поэтому руководство РСФСР не только стимулировало сепаратизм, но и толкало на этот путь руководство республик, вовсе не заинтересованных в ликвидации государства. В близком, хотя и не столь критическом положении, оказалось руководство Украинской ССР, слишком крупной для выполнения функций штата. Единственным способом оправдать свое существование для правительств РСФСР и Украины оказалась ликвидация государства и перетягивание на себя его функций.
Победа руководства РСФСР в этом процессе была неизбежна просто в силу того, что принося в жертву половину территории страны, с целью перетянуть на себя центральные функции в остальной, оно нашло можных союзников в лице сепаратистов.
Однако, такое решение проблемы отношений Центра и субъектов Федерации оказалось бессмысленным. Малые республики постепенно стали осознавать объем потерь, связанный с их отложением от центрального правительства и невозможность отдельной государственности. В то же время правительства Украины и РСФСР оказались лицом к лицу с все той же нерешенной проблемой невозможности существования унитарного государства таких размеров.
В конечном счете руководство РСФСР, занявшее для половины страны место союзного Центра, оказалось вынуждено бороться с сепаратизмом уже в рамках своей "республики". Но слабость нового руководства по сравнению с союзным предопределило и необходимость компромисса с сепаратистскими тенденциями.
В частности, в финансовой области автономные республики добились огромных преимуществ в сравнении с областями и краями. Чем громче кричали о суверенитете и национальной гордости, тем большую долю налоговых поступлений вынуждено было позволять оставить в республике центральное Правительство. Чечня и Татарстан вообще не платили в 1992 году налогов в федеральный бюджет, все оставляя у себя в связи с провозглашенным суверенитетом. Единственным же способом сохранить видимость влияния правительства РСФСР на ситуацию в республиках оказалось дотирование их бюджетов. "Суверенные" республики, включая Татарстан и Чечню, дотации эти милостиво принимали, несмотря на независимость.
Таким образом "самостийность" оказалась экономически выгодной. Финансовые ресурсы в 1992 году перераспределялись от признающих власть Центра субъектов Федерации к "суверенным" прямо пропорционально степени их объявленного "суверенитета".
Естественно, страдающие от такого положения вещей и дел русские регионы начали добиваться от российского Центра расширения своих прав. Области начали требовать себе прав субъектов Федерации наряду с автономиями. Это было продекларировано, но реально автономии все равно остались в лучшем положении, хотя бы только в финансовой области.
В конечном счете такое положение породило сепаратистское движение уже в русских регионах. К настоящему моменту его сила еще недооценивается. И недооценивается она просто потому что общаясь по большей части с ответственными чиновниками из регионов, руководители в Центре совершенно не представляют глубину сепаратистских устремлений у депутатского корпуса и местных политических сил.
Невозможность восстановления единства страны нынешним режимом
В силу роли, сыгранной руководством России в распаде Союза, когда его действия взорвали и без того неумно организованный процесс федерализации, оно теперь совершенно не способно восстановить нормальный ход этого процесса на оставшейся в его распоряжение части страны. Эта ситуация практически не оставляет иного выхода, кроме федерализации через ликвидацию российского Центра.
К сожалению, следует констатировать, что объективно сейчас именно существование Российской Федерации (в определенной мере это относится и к Украине) препятствует восстановлению единой федеративной государственности на всей территории страны. Дело в том, что Российское руководство является не только правопреемником союзного Центра, но и его преемником по существу. В то же время, будучи формально руководством одного из равных субъектов в рамках СНГ, оно может строить свои отношения с другими субъектами только на равных. Но и быть им равным оно не может просто в силу своей сущности.
Итак, фундаментальное противоречие, заложенное в нынешней политической ситуации, заключается в безысходной двойственности руководства России, когда оно должно в процессе федерализации стать Центром для субъектов будущей Федерации, выделяющихся на оставшейся в его распоряжении территории страны, но при этом ни в коем случае не может стать Центром для прочих регионов. Это противоречие и препятствует, собственно говоря, нормальному ходу процесса федерализации имперской общности, превращая его в процесс псевдораспада.
Руководство Российской Федерации не может допустить появления для всей страны другого общего Центра, так как в этом случае исчезает вообще смысл его существования для русских регионов. В то же время уже создавшие свою государственность евразийские субъекты не потерпят его самого в качестве Центра.
Нелогичность административного деления - препятствие на пути федерализации России
Второй проблемой на пути федерализации в рамках РФ оказывается недостаточная величина административно-территориальных единиц, которых собираются превратить в субъектов будущей Федерации авторы новой Российской Конституции. Административно-территориальное деление РСФСР в советский период менялось очень часто, и его текущее положение не слишком разумно рассматривать как нечто вечное и окончательное. Кроме того, при выделении областей и автономий не было применено сколь-нибудь осмысленных критериев. Малая величина большинства областей и их многочисленность как раз и имели целью сделать их неспособными к самостоятельности, добиться максимальной зависимости от Центра.
Естественным образом субъекты будущей Федерации могли бы выделиться в рамках экономических районов. Ныне только несколько областей способны полноценно существовать как отдельные штаты. Поэтому процесс объединения в некие государственные образования смежных областей, близких по экономическим реалиям, взаимодополняющих и тесно связанных между собой (подобно областям Урала, Западной, Южной или Восточной Сибири, Дальнего Востока, Севера, Северо-Запада, Черноземного района, Казачьего Юга, Среднего Поволжья и т.п.) необходимо должен предварять федерализацию.
Однако, российский Центр ничего не делает сейчас в этом направлении, несмотря на то, что это позволило бы ему укрепить свою власть и начать контролировать процесс федерализации. В конечном счете это связано с тем, что двойственность его положения как раз требует продолжения его существования в качестве реально унитарного. Поэтому логика ситуации заставляет и сохранять мелкую раздробленность и идти на уступки автономиям, чтобы ничего не менять по существу.
Последствия блокировки процесса федерализации
Из этого следует, что процесс федерализации заблокирован и в принципе не может быть запущен и введен в нормальное русло без ликвидации нынешнего российского Центра. Именно такое положение вещей и дел, даже не будучи осознанным, и является главным источником сепаратизма в рамках России, захватившего уже не только автономии, но и русские регионы. Сепаратизм все более и более захватывает наиболее активные политические силы в провинциях.
В конечном счете силы на местах, заинтересованные в сохранении единства, чем дальше тем меньше могут противопоставить сепаратистам. И хотя интерес большинства политических сил заключается не в суверенизации, а именно в федерализации, тем не менее, как всегда в условиях торможения естественного процесса, в выигрыше оказываются экстремисты. Федералистские силы оказываются противниками централистов и естественными союзниками сепаратистов. Такой расклад ведет к власти в регионах тех, кто наиболее рьяно борется за "самостийность".
Единственным выходом из положения, повторим, могло бы стать "цивилизованное самоубийство" российского Центра с постепенной передачей части полномочий формируемым федеральным территориям, а остальных - формируемому Центру новой общеевразийской Федерации, куда русские регионы могли бы войти наряду с национальными республиками. Только оно смогло бы позволить Российскому Центру сохранить контроль за процессом. Однако, для этого нужна некоторая политическая дальновидность, которую в Москве ни от кого ожидать не приходится.
Инфляция как катализатор распада страны
Как уже говорилось выше, реальная инфляция вскоре превысит 45% в месяц. Это будет иметь два последствия.
Во-первых, наша финансовая система так устроена, что собираемые в регионах налоги сначала учитываются в Центре, а потом уже напраляются на финансирование федеральных структур в регионах. Эта операция длится обычно один квартал. При 45%-ной инфляции за это вермя деньги успевают обесцениться в 2,5 раза.
Таким образом, финансировать из Москвы какие-то структуры в регионах станет невозможным. Если в 1992 году пришлось сбросить на регионы все социальные сферы, то теперь придется сбрасывать МВД, армию, госбезопасность. А кто платит, тот и заказывает музыку.
Следовательно, власть федерального правительства над регионами будет исчезать постепенно, но уверенно, подобно чеширскому коту. Вскоре от нее останется одна улыбка. Затем исчезнет и улыбка.
С другой стороны, такая инфляция приведет к "бегству от рубля". Невозможность проводить расчеты в рублях вынудит региональные правительства вводить нормированное распределение и финдированное снабжение. Обладание фондами даст в руки региональных властей мощнейший рычаг власти и мощнейший источник коррупции. На рыночных реформах будет надолго поставлен крест.
Регионы вынуждены будут вводить и свою валюту. Обеспеченная нефтью и газом сибирская валюта будет изначально настолько сильнее рубля, что приниматься он в этом регионе просто не будет. О единстве России можно будет забыть.
Итак, пока в Москве будут идти военные перевороты и напряженная борьба за власть, сам предмет борьбы постепенно исчезнет.