Найти тему
Гильбо ФК

Реформа денежного обращения, банковской и налоговoй системы России 3

6. Финансовые источники бюджетных поступлений рублевого и валютного характера.

Принципиально новая структура денежного обращения позволит кардинальным образом изменить и налоговую систему России. Система государственных доходов изменится в этой ситуации принципиальным образом. Изменятся не только многие налоги, но и механизм их макроэкономического воздействия на производственный механизм.
Налоговая система России требует радикального реформирования. При этом необходимо сразу отбросить все попытки механического переноса опыта других государств а основывать ее на самых современных концептуальных положениях.
Более того, желательно вообще вести сразу речь не о "налоговой реформе", а об "источниках бюджетного финансирования". Налоги есть лишь один из этих источников, хотя и важный.
Надо ясно понять особенности современного этапа России делающего малоэффективными западные системы налогового финансирования.
Система самоналогобложения, принятая на Западе (через налоговые декларации) в России никогда работать не будет, ибо проcто менталитет россиян не принимает пунктуального учета всех доходов и затрат да еще и сообщения об этом государству. которое, по традиции, в России считается главным противником для простого человека, обмануть которого есть "дело доблести, чести и геройства".
Надо отметить, что даже в США и Европе такая система дает сбои, требует раздутого штата налоговых органов, создания целой индустрии в сфере учета налогов и укрывательства от них. Надо ли это России? Думается, ответ очевиден.
Опыт СССР в то же время показал, что вполне возможно принудительная система налогообложения. Таким образом, используя опыт СССР, мы можем сказать что налоговая система должна иметь принудительный, автоматический характер, самоналогобложение если и должно присутствовать, то только в минимальных объемах и лишь по отношению к чрезвычайно ограниченной группе налогоплательщиков.
Отсюда следует, что в основе системы налогобложения должен быть чисто банковский, а не бухгалтерский механизм налогобложения, так именно через банки проходят при новой денежной системе все операции.
Другими словами в основе системы налогобложения должно стать разделение всех банковских операций на налогооблагаемые и неналогооблагаемые. И при любой налогоблагаемой банковской операции в банке автоматически, в принудительном режиме осуществляется отчисление установленных сумм, определяемых как объемом банковской операции, так и нормативом налогобложения.
Следующий принцип налогооблоржения должен основываться на идеологии минимального вмешательства государства в функционирование экономической системы, в движение капиталов внутри этой системы. Ибо всякое такое вмешательство чрезвычайно вредно и искажает экономические закономерности.
Отсюда следует, что основным "местом" в экономико-финансовм механизма, в котором должен происходить съем капиталов в пользу государства должны стать "порты загрузки" капитала в экономику и "порты выгрузки капитала".
Легко понять, что основной "порт загрузки" капитала в экономическую систему есть розничная торговля. Именно в сфере розничной торговли продукты покидают экономическое пространство, а вместо них в экономику притекают деньги.
Точно также, основной порт "выгрузки капитала" из экономической системы есть заработная плата или более обще, средства на личное потребление граждан.
Эти два порта и требуют введения двух налогов: налога с оборота, и налога на фонд заработной платы.  Ниже описан механизм их взимания.
Кроме налогов существуют и другие источники финансирования бюджета.

Основными источниками бюджетных поступлений станут теперь следующие:
6.1. Доходы Российского Казначейства от коммерческой торговли казначейскими билетами (с использованием курсов продавца и покупателя) - рублевые.
Как уже говорилось выше, монополизация обналичивания денег в руках Казначейства позволит ему получать и доходы от этих операций, составляющие в масштабах страны гигантские суммы и получаемые сейчас спекулятивными организациями.

6.2. Доходы от налогообложения кредитной деятельности банков. Государство устанавливает учетную ставку по кредитам, все средства по которой поступают в бюджет. Реальная кредитная ставка в банке будет превышать учетную. Разница между полным доходам банка по кредитной деятельности и доходом по учетной ставке поступает в пользу банка, остальное - государству. Доходы могут быть рублевые и валютные.
Государство, как владелец госбанка, должно быть и владельцем прибылей от эмиссии последним кредитных ресурсов. Существующее же положение, когда Банк сам(!) распоряжается этими доходами - просто непостижимо уму профессионального экономиста. Предлагаемая жесткая система изъятия сверхнормативных прибылей очевидна и проистекает из сути системы.

6.3. Доходы от коммуникации денег. Государственные органы  могут устанавливать пошлины на ввоз и вывоз денег,  которые поступают в соответствующие органы власти. Эти пошлины,  в частности, могут заменить таможенные пошлины на перемещение товаров. Доходы могут быть рублевыми и валютными.
Фактически налог берется с самого факта движения денег на счету в самый момент этого движения. Кроме того, он может быть дифференцирован в зависимости от характера операций, ради которых происходит движение денег.
Этот налог во-первых легко взимать, а во-вторых его экономический смысл заключается в препятствовании спекулятивным операциям, непроизводительному движению денег.

6.4. Полностью отменяются в качестве бюджетных источников, как неэффективные, налоги на прибыль, на личные доходы, на добавленную стоимость, таможенные пошлины.
Эта мера применяется только после окончателного складывания новой финансовой системы (для переходного этапа разработан отдельный механизм). Очевидное дестимулирующее производство действие этих налогов (НП и НДС) доказано практикой последних двух лет окончательно.
Подоходный налог должен быть отменен еще в переходный период, что будет выгодной популистской акцией нового Правительства. Обоснование см. в налоговой политике переходного периода.
Что касается таможенных пошлин, то имеется ввиду их отмена в традиционной натуральной форме, проистекающей от существования архаичной денежной системы. Эта форма просто не гарантирует от контрабанды и коррупции на таможнях.
Взимание же дифференцированного налога на коммуникацию денег при внешнеторговых операциях как раз даст возможность полностью исключить все формы контрабанды и коррупции и будет по экономическому смыслу полной заменой архаичной системе прямого взимания пошлин.

6.5. Вводится налог с предприятий на полную сумму выплаченных денежных средств на цели личного потребления (налог на зарплату, гонорары, премии и пр. без расчленения по происхождению и получателям). Имеет рублевый и валютный характер.
Этот налог в виде налога на Фонд заработной платы также появится еще в переходный период. Там же см. его экономический смысл.
Налог на зарплату должны платить не физические лтица, а предприятия исходя из полной суммы выплаченных средств в пользу физических лиц без всякого расчленения этой суммы. Причем этот налог должен быть с суммы выплат, а не долей с фонда зарплаты.Сами физические лица от подоходного налога освобождаются. Налог платит предприятие, и эти расходы включаются в себестоиомсть продукции в качестве его расходов.
Например, если предприятие начислило своим работникам зарплату в размере 100 миллионов рублей, то эта сумма полностью перечисляется на счета физических лиц, а со своего счета при норме налога на выплаты на личное потребление 50 процентов, предприятие из собственных средств перечтисляет (или банк автоматичнески перечисляет с его счета) 50 миллимонов рублей в бюджет. Если же, к примеру, на счету предприятия нет этих средств, то, естественно, банк и не даст санкции на выплату 100 миллимонов зарплаты.
Пусть, например, предприятие начислило 100 миллионов зарплаты и на счету предприятия находится тоже 100 миллионов рублей. Тогда банк выдаст зарлаты на 66.7 миллиона рублей и одновременно перечислит в бюджет 33.3 миллиона.
При этом одновременно ликвидируются как неэффективные налоги на добавленную стоимость, на прибыль, на трудовые ресурсы, отчисления в государственный пенсионный фонд, на соцстрах и т.д.

6.6. Налог на использование средств предприятий на цели коллективного потребления (на дома отдыха, больницы, клубы и пр.) Этот налог существенно меньше налога на использование средств на цели личного потребления. Валютный и рублевый.
Здесь дифференциация вышеприведенного налога с целью стимулировать развитие общественных фондов потребления косвенным путем в условиях отсутствия их директивного формирования, как это было в СССР.
Такая политика имеет выраженный социалистический характер, однако, она универсальна не только для советской модели социализма, но и для социал-демократических стран (Швеции, ФРГ и т.п.).

6.7. Вводится налогообложение сверхдоходов. Налогообложению подвергается установленная законом доля наиболее высокооплачиваемых физических лиц. Налогооблагаемая граница определяется исходя из этого по данным Госкомстата о распределении населения по уровням доходов. Налогообложение осуществляется в виде самообложения по результатам года. Валютный и рублевый.
Эта мера также сохраняется с переходного периода. Сохраняются и льготы для средств, инвестированных в жилье и производство.

6.8. Налог с оборота потребительских товаров. Его уплачивают предприятия розничной торговли с объема продаж. Налог с продаж может быть и валютный, и рублевый. Налогообложение валютного оборота использует систему поощрения валютной торговли товарами резидентных производителей.
Налог с оборота традиционен для нашей страны и при этом считается прогрессивным среди западных экономистов.
Налог с оборота - одно из выдающихся изобретений советской экономики. Однако, порок его при социализме состоял в том, что он снимался с товаров перед поступлением в розничную сеть. В результате государство снимало налог с оборота, а судьба самого товары его уже мало интересовала. Товар мог оказаться непроданным, похищенным, уцененным и т.д. - но для государства это уже было неинтересно.
Вот почему налог с оборота должен сниматься не до продажи, а после продажи, т.е. по полному завершению цикла пребывания товара в производственно-экономической сфере. Именно в этом случае государство будет заинтересовано в полном доведении товара до потребителя.
Механизм снятия налога должен быть автоматическим. При поступлении денег на счет предприятия розничной торговли автоматически снимается некоторая фиксированная доля - налог с оборота.

6.9. Акцизы. Акцизы уплачивают производители акцизных товаров по факту продажи. Валютный и рублевый.
Данный налог не требует особых комментариев в силу традиционности.

6.10. Налог на ресурсы. Валютный и рублевый.
В данном случае имеются ввиду рентные платежи, взимаемы через банк.

6.11. Налог (штраф) на загрязнение окружающей среды. Чисто валютный.
Фискальный смысл:  источник финансирования национальных и региональных программ реставрации окружающей среды.
Экономический смысл: стимулирование чистоты производства.

6.12. Поземельный налог. Он заменяет собою налог на недвижимость, на имущество и пр. Валютный и рублевый.
Форма рентного платежа. Также традиционен.

6.13. Специализированные налоги такие, как налог на наследство, налог на транспортные средства, налог на совершение тех или иных государственно контролируемых или утверждаемых операций и т.д. Валютный и рублевый.
Это - традиционные налоги, существующие и сегодня. Речь идет об их совершенствовании, которое, впрочем, придется на переходный период.

6.14. Доходы от деятельности Международного обменно-депозитного банка - проценты по корреспондентским счетам. Эти доходы являются валютными.
Это - неналоговые доходы государства. Они являются частью тех доходов, которые возникают от исключения внешней финансовой эксплуатации при введении новой финансовой системы.

6.15. Доходы от разницы в обменных курсах рубля на ЕАР и обратно. Чисто рублевый.
ЕАР меняется на рубли по фиксированному курсу, а обратно - по биржевому, рыночному. Таким образом, если государственная политика делает необходимой для ряда экономических субъектов срочную конвертацию валюты в обычные рубли, это дает государству немедленный текущий доход.

6.16. Займы.

Запрещаются в качестве финансовых источников бюджетных поступлений:
1. Эмиссионные средства.
2. Кредитные средства.
Понятно, что порочная практика последних лет показала необходимость такой меры для защиты национальной экономики от непрофессионального Правительства.

Источники бюджетных поступлений делятся по назначению и целенаправлению на общегосударственные и на местные различных уровней власти. Местные органы власти имеют право вводить и собственные налоги, изыскивать дополнительные финансовые средства.

Приложение:  Пример расчета мощности финансовых источников в случае введения предлагаемой сисетмы с 3го квартала 1993 года..

1. Доходы Российского казначейства.
Пусть объем наличности равен 5 трлн.руб. Оборот наличности - 10 раз за год. Общий оборот наличного обращения за год составит 50 трлн.руб. Пусть через Казначейство проходит 80 процентов всего оборота. Пусть разница в курсах продавца и покупателя Казначейства, идущая в пользу государства, составляет 3 процента. Тогда полные поступления в бюджет составят от торговли "налом" 50*0.8*0.03=1.20 трлн.рублей.
2. Налог с выплаченных средств на личное потребление.
В настоящее время средний душевой доход составляет пусть 20 тысяч рублей в месяц. при населении 150 млн.человек, это составит 0.02*150=3.00 трлн.рублей в месяц. При норме отчислений 50 процентов это будет 1.5 трлн.в месяц. За год это составит 1.5*12=18 трлн.рублей поступлений в госбюджет.
3. Налог с оборота.
Общая сумма поступлений средств на личное потребление в соответствии с предыдущими условиями составляет 36 трлн.рублей. Пусть все эти средства расходуются населением через розничную торговлю. Тогда при налоге с оборота 20 процентов доход в бюджет составит 7.2 трлн.рублей.
4.Доходы от кредитной деятельности.
В настоящее время кредитные ресурсы составляются из собственных банковских средств и из централизованных кредитных ресурсов. Общая сумма кредитных средств  составляет величину порядка 15 трл.рублей. При 25 процентном налоге на кредиты это составит 3.75 трлн.руб.
5. Доходы от коммуникации денег.
В настоящее время безналичный деньгооборот можно оценить в объеме 300 - 500 триллионов рублей. При средней ставке коммуникационной пошлины в 1 процент, доход составит 3 - 5 трлн рублей.
6. Доходы от деятельности Международного обменно-депозитного банка.
Так как уже сейчас валютные обороты исчисляются десятками миллиардов долларов, то общие авуары МОБ|ДБ будут расти чрезвычайно быстро и уже через год они могут составить сумму в 50 млрд. долларов. При депозитной ставке в 5 процентов доход составит 2.5 млрд.долларов и будет расти с темпом прироста по сложным процентам минимум на 100 процентов. Тогда на пятый год объем депозитов составить величину порядка одного триллиона долларов, что при 5 процентах годовых составит сумму в размере 50 миллиардов долларов.
7. Доходы от конверсии рубль - МДЕ.
Потребность населения в валюте, которые не могут быть удовлетворены путем ее зарабатываания можно оценить в 1 млрд. долларов. Курсовая разница между фиксированным нормативным курсом и рыночным курсом будет в первое время достаточно существенно и может быть оценена в 30 процентов. Следовательно, доходы от конвертации в долларовом эквиваленте могут составить примерно 30 процентов от этой величины или 0.3 млрд доллара.
Итого - 35,5 триллиона рублей + $500 млн. доходы МОДБ (исхходя из размера сальдо торгового баланса России за 1 полугодие 1993 года в $10 млрд.)
Очевидно, это исчисление имеет крайне приблизительный характер. Оно приведено только как иллюстрация.

7. Мероприятия социального характера.

7.1. Закон об эмиссии рублевых средств. Все эмиссионные средства передаются в Пенсионный фонд и используются исключительно на цели социальной защиты населения и, по преимуществу, наиболее социально незащищенных слоев населения.
Эмиссия необходима в условиях динамичной экономики. Предлагается законодательно определить, что эмитированные деньги могут направляться только на решение социальных вопросов, чтобы лишить власть соблазна пользовать их для затыкания дыр в экономике, что приводит только к неконтролируемому инфляционному обвалу.

7.2. Использование части валютных доходов государства на цели пенсионного обеспечения пенсионеров, инвалидов, детей с целевым использованием их исключительно на цели питания. (Этим самым валютные средства будут эффективно направляться в сельское хозяйство).

7.3. Доходы Росцентробанка, связанные с разницей в курсах конвертации рублей и ЕАР, направляются в первое время исключительно в социальную сферу. В дальнейшем эти средства будут выводиться за баланс (ремиссия рублевых средств).

7.4. Создание многоуровневой банковской системы автоматически приводит к тому, что проценты по депозитам в гражданских банках - банках наинизшего уровня иерархии - (для частных лиц и малых предприятий) будут максимально высокими среди всех банков.

8. Мероприятия по структурной перестройке системы управления в народном хозйстве:

Основные принципы:
- система управления должна соответствовать движению материальных потоков в народном хозяйстве,
- направление информационно-распорядительных потоков должно находиться в противотоке с направлением материальных потоков (японская модель экономической организации).

8.1. Государственное поощрение потребительских форм собственности. Потребительская форма собственности - вид коллективной собственности, принадлежащей потребителям продукции данного предприятия (рочдельская кооперация). В качестве собственников могут выступать и физические, и юридические лица в зависимости от характера производимого на предприятии продукта - готового потребительского продукта или полуфабриката и сырья.
8.2. В случае, если ваучерная приватизация лопнет, то новая компания разгосударствления должна быть основана именно на потребительской кооперации.

9. Привлечение иностранных капиталов.

В программе в целом предусмотррен целый комплекс механизмов, стимулирующих иностранные инветиции капитала, менеджмента и технологий. В дополнение к ним будут действовать механизмы, вытекающие из сути самой финансовой системы:

9.1. Автоматическая страховка политических рисков путем предоставления права иностранным инвесторам обращаться с требованием о возмещением убытков некоммерческого происхождения в Международный обменно-депозитный банк через суд места его пребывания. Предполагается, что МОДБ будет находиться не только за пределами России, но и самого МЕВС.
Размещение депозитария вне пределов политического влияния властей Евразии будет служить гарантией для иностранных инвесторов. По долгам будет отвечать не госудраство, с которого попробуй взыщи, а банк, являющийся обычным финансовым субъектом и подверженный действию обычного гражданского права.
Разместить депозитарий предполагается в одной из офшорных зон типа Лихтенштайна или Кипра.

9.2. Использование в своей деятельности иностранными инвесторами единой денежной системы наивысшего "качества" - ЕАР, которая свободно обменивается без всяких вычетов и маржей в любую свободно конвертируемую национальную валюту и обладает предельно возможной в существующей мировой финасовой системе стабильностью (так как опирается на пул всех свободно конвертируемых валют).

9.3. Свободный вывоз капиталов в валюте наивысшего качества (с уплатой, естественно, единых пошлин на вывоз валютных капиталов).

9.5. Появление в России обширного валютного рынка для производимых иностранными инвесторами товаров (отсутствие проблемы выхода с производимыми товарами на чрезвычайно плотно заполненные валютные рынки Запада).

9.6. Низкая цена рабочей силы при достаточно высоком ее качестве, сравнительно низкие цены на ресурсы, отсутствие таможенных пошлин.

10. Повышение качества российской продукции до мирового уровня.

Финансовая система соддержит и механизм стимулирования инноваций и повышения качества продукции:

10.1. Предоставление права всем производителям-резидентам работать в валютной и рублевой системе автоматически подключает российскую промышленность к мировому рынку, но подключает "мягко", так как остается еще и рублевый рынок, на который Запад доступа не имеет.

10.2. На территории России используется демпиноговый механизм конкуренции между российскими товарами и западными на внутреннем валютном рынке до тех пор, пока они не смогут конкурировать уже и по качеству. Демпинг и есть та плавная лестница-пандус, которая позволяет постепенно улучшать отечественные товары и постепенно выходить с ними на западные рынки.
Указанный механизм оказывается логическим развитием протекционного механизма, предлагаемого на переходный период.

10.3. Создается система поощрения валютной торговли российскими товарами путем предоставления льгот валютным торговцам за торговлю товарами резидентных производителей.

10.4. Отказ от взимания пошлин создает для российских политиков хорошие возможности для требований о снятии любых таможенных ограничений на ввоз российских товаров за границу, т.е. создает наилучшие возможности для экспорта товаров России (не только сырьевых, а и высоких технологий). У политиков появляется мощный козырь в торге за это с любыими иностранными партнерами - введение исключительных таможенных пошлин.
Прелесть ситуации заключается в том, что формально Россия отменит традиционные пошлины и сможет присоединиться к ГАТТ и воспользоваться всеми плюсами фритрейда.  Протекционистская же политика может теперь осуществляться через систему коммуникации денег.